Фото: ИТАР-ТАСС
Ровно 57 лет назад, 29 ноября 1955 года, метро Москвы было переименовано в Московский метрополитен имени В.И.Ленина. До этого момента столичная подземка носила имя Лазаря Моисеевича Кагановича. Как шутили в рифму на кухнях, ставя в ударение на последний слог в фамилии, "было Кагановича, стало Ильича".
Ближайший соратник Сталина в течение многих лет, занимавший в разное время посты секретаря ЦК, главы сельскохозяйственного отдела ЦК ВКП(б), председателя ЦК по чистке партии, наркома путей сообщения, председателя Совнаркома СССР, Каганович по праву считается основателем московского метро.
В одной из первых советских песен о метро есть такие строки:
…Мы верили, мы знали,
Что, роя котлован,
Мы твой, товарищ Сталин,
Осуществляем план…
…Нам Сталин раскрывает
Счастливый наш удел.
Стоит холодный мрамор
Великих наших дел…
…Там солнце улыбалось
Бетону, кирпичу,
И Лазарь Каганович
Нас хлопал по плечу…
Слова про Кагановича нисколько не противоречат истине. В начале тридцатых годов на пленуме ЦК он сделал доклад о развитии столичного транспорта. По итогам пленума было принято решение: "Немедленно приступить к подготовительной работе по сооружению метрополитена как главного средства, разрешающего проблему быстрых и дешевых людских перевозок, с тем чтобы в 1932 уже начать строительство метрополитена".
Сам Лазарь Моисеевич руководил строительством подземки, неделями находясь в шахтах проводки и следя за работой метростроевцев.
Как это ни парадоксально, он стал тем человеком, по приказу которого метро едва не прекратило свое существование. 15 октября 1941 года, когда немцы подступали к Москве, лично от Кагановича поступил приказ закрыть метрополитен и в течение трех часов подготовить предложения по его уничтожению.
Планировалось уничтожить подземку, а оставшиеся вагоны и оборудование вывезти, чтобы не достались гитлеровцам. На следующее утро в Москве началась паника, это был единственный день в истории столичного метрополитена, когда он не работал. К вечеру 16 октября приказ об уничтожении метро был отменен.
Предположительно, Каганович в 1955 году сам предложил сменить имя подземки. В этот год заработало ленинградское метро, названное именем Ленина, и Каганович, видимо, решил не ставить себя с вождем пролетариата на один уровень, и "уступил" Ильичу и московское метро.
Спустя два года после описываемых событий, Никита Хрущев отстранил от власти группу Молотова, Маленкова и Кагановича и решил удалить всякое упоминание об этих политических деятелях из повседневной жизни. От всего метрополитена Кагановичу оставили лишь одну станцию, названную его именем (сейчас "Охотный ряд"), да и это название продержалось до 1957 года.
***
История создания метрополитена в Москве начинается с конца XIX века – именно тогда появились первые мысли о прокладке в городе подземной железной дороги наподобие лондонской.
В начале XX века был разработан проект создания метро, однако его отклонили ввиду того, что авторы "посягали на имущественные интересы" московских землевладельцев и не предусмотрели участия городских властей в прибылях метрополитена. По замыслу проектировщиков, власти Москвы получали свою долю лишь с того момента, когда количество пассажиров метро в год достигнет 100 миллионов человек.
Свою лепту в отклонение проекта внесли пайщики трамвайной компании, опасавшиеся конкуренции, и московское духовенство, которое посчитало кощунством прокладку туннелей под церквями или в непосредственной близости от них.
Однако при советской власти транспортная нагрузка на московский транспорт сильно возросла. В 1923 году проект московского метрополитена был заказан немцам – компании Siemens. Немецкие инженеры подготовили проект за два года, он включал 80 километров туннелей и 86 станций. Однако денег у молодого советского правительства на реализацию проекта не нашлось, и о строительстве метро забыли до начала 1930-х годов.
Первые маршруты метро были определены путем исследования пассажиропотоков московского трамвая.
В 1935 году, сразу после открытия, в метро проходили по специальным картонным талонам, которые действовали всего 35 минут, проезд стоил 50 копеек.
Турникеты в подземке появились в 1959 году, а в 1960, в связи с денежной реформой, проезд "подешевел" до 5 копеек. Так продолжалось до 1991 года, когда цену подняли до 15 копеек. В 1992 году появились пластиковые жетоны, в ноябре — железные, которые действовали до 1999 года. Вышедшие из употребления московские жетоны используются сейчас в метро других городов, например в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде.
Интересные факты о метро:На станциях и переходах метро после открытия были установлены кадки с живыми растениями – пальмами.
Во время Великой Отечественной войны метро использовалось как бомбоубежище. За время авианалетов в подземке родились 217 детей.
В первые месяцы войны строительство метро было заморожено, однако возобновилось уже в мае 1942 года. За время военных действий метростроители ввели в действие 7 станций.
Московское метро, несмотря на заверения москвичей, лишь второе по интенсивности использования. Пальма первенства принадлежит подземке Токио.
С окончания Второй мировой войны пассажиропоток в московском метро постоянно рос, однако в первом квартале 2009 года снизился на 7% по сравнению с первым кварталом 2008 года. По мнению бывшего начальника подземки Дмитрия Гаева, причиной падения показателей стал мировой финансовый кризис.
Плотность пассажиропотока Московского метрополитена в час пик достигает 7,7 человека на 1 квадратный метр площади вагона.
Помимо людей, столичную подземку интенсивно используют четвероногие друзья. По разным данным, в метрополитене обитают около 500 бездомных собак. Ходят слухи, что некоторые из них умны настолько, что целенаправленно используют метро в качестве транспорта.
На московском метрополитене раньше работали женщины машинисты.
На радиальных линиях при движении к центру города станции объявляются мужскими голосами, а при движении от центра — женскими. На Кольцевой линии мужские голоса объявляют станции при движении по часовой стрелке, а женские — в обратную сторону.
В облицовке более чем двадцати станций присутствуют различные окаменелости. Внимательный наблюдатель может обнаружить раковины наутилусов, аммонитов и других доисторических моллюсков.
Практически вся реклама, где действие происходит в метро, а также кино и сериалы снимаются на неработающем втором перроне станции "Полежаевская".
Две станции метро закрыты для пассажиров навсегда. Это "Первомайская" (одноименная с ныне действующей) и "Калужская". Ранее эти остановки были конечными и располагались на поверхности – в депо. Впоследствии линии продлили, и необходимость в этих станциях отпала.
Станция "Александровский сад" является рекордсменом по переименованиям. Ранее она называлась "Коминтерн", "Имени Коминтерна", "Улица Коминтерна", с 1946 по 1990 год носила название "Калининская", а 1990 году на несколько дней стала "Воздвиженкой".
Происходили в столичной подземке и серьезные инциденты. В 1984 году сразу после открытия движения на участке от станции "Каширская" до станции "Орехово" один из туннелей затопило, и в подземку хлынули воды Царицынского пруда. На восстановление туннеля ушло 2 месяца.
Не миновали метрополитен и теракты. Первый из них произошел еще в брежневское время - 8 января 1977 года на открытом участке перегона между станциями "Измайловская" и "Первомайская" в одном из вагонов взорвалась бомба. По приговору суда, проходившего в обстановке секретности, обвиняемые – уроженцы Армении - были расстреляны.
Самая глубокая станция метро — "Парк Победы" (84 метра). Ближе всех к поверхности расположены станция "Печатники" – 5 метров. Самая длинная платформа у станции "Воробьевы горы" - 282 метра. Самый длинный перегон — от станции "Крылатское" — до станции "Строгино" - 6,6 километра.
Поезда для московского метро делают в Мытищах. Готовые вагоны попадают в Москву при помощи тепловоза – их везут Ярославской железной дороге, затем по окружной до станции "Подмосковная", откуда есть ветка в метродепо "Сокол".
Такие же, как в Москве, метропоезда работают в метро всего СНГ, а также в столице Болгарии Софии, столице Венгрии Будапеште, столице Польши Варшаве, столице Чехии Праге и столице Ирана Тегеране.
Отдельная тема - закрытая часть метрополитена, так называемое "Метро-2". Здесь трудно отличить вымысел от реальности. По разным данным, это метро насчитывает до 4 линий. Наиболее наглядным подтверждением их существования является загадочный и всегда закрытый переход со станции "Третьяковская" Калининской линии, который якобы ведет на законсервированную станцию секретной подземки, и ветка, отходящая вбок от основного туннеля на станции метро "Университет".
Официальное метро сейчас состоит из 12 линий, включая линию легкого метро, общей протяженностью 308,7 километра. В столичной подземке 186 станций. До 2020 года будут построены еще 66 станций, а протяженность метрополитена возрастет на 142 км.
Статья подготовлена по материалам из открытых источников.