Форма поиска по сайту

Аниматор Леонид Носырев о том, как создавалась "Веселая карусель"

Если ваше детство пришлось на 70-80-е годы, то наверняка вы со всех ног бежали к телевизору, едва заслышав веселый напев анимационной заставки – "Карусель, карусель, начинает рассказ. Это сказки, песни и веселье!" Телевизионный альманах, состоящий из нескольких коротких мультфильмов, стал знаковым явлением в отечественной анимации.

Над созданием проекта трудились десятки художников-мультипликаторов, режиссеров, сценаристов и композиторов. Но мало кто знает, что у истоков "Веселой карусели" стояли пять молодых энтузиастов – работников студии "Союзмультфильм" - Анатолий Петров, Галина Баринова, Геннадий Сокольский, Леонид Носырев и Валерий Угаров. Корреспондент M24.ru решила выяснить, как появился их знаменитый проект.

Художник, аниматор, режиссер и сценарист, заслуженный деятель искусств России Леонид Носырев рассказал нам о своей работе над мультфильмами "Антошка" и "Хомяк-молчун".

- Леонид Викторович, как вы попали в "Веселую карусель"?

- Начну с того, как я попал на студию "Союзмультфильм". В то время для художников, желающих работать в сфере мультипликации, организовывались двухгодичные курсы. До них я три года работал в Федоскино, где получил профильное образование, занимался миниатюрной живописью, и не думал не гадал, что попаду в мультипликацию.

Но однажды в газете "Советская культура" прочитал объявление о том, что "Союзмультфильм" организует набор художников-мультипликаторов. Обязательное условие – иметь художественное образование. И вот судьба распорядилась так, что я оказался на этой киностудии. Окончив курсы начал работать в качестве мультипликатора.

- А что же "Веселая карусель"?

- У нас, молодых художников Геннадия Сокольского, Галины Бариновой, Анатолия Петрова, к 1969 году (тогда вышел первый номер "Карусели") за плечами было уже несколько работ с известными режиссерами. Все мы имели высшие категории художников-мультипликаторов. Но захотелось делать нечто большее нежели лишь выполнять чужую волю. И мы решили попробовать себя в качестве режиссеров, художников и даже сценаристов.

- С чего начали?

- Придумали создавать коротенькие авторские фильмы. Правда в то время уже выходил тележурнал "Калейдоскоп", состоящий из 2-3 сюжетов. Но нам хотелось создавать детский киножурнал, близкий по духу каждому. Разработали концепцию, начали думать, как назвать.

"Веселая карусель" - потому что это словосочетание вбирает в себя многое. Во-первых, это тема мультипликации. Карусель кружится с первого выпуска, и с каждым последующим появляются новые сюжеты, авторы, художники.

- Кого из коллег позвали работать над проектом?

- К нам пришел композитор Шаинский. А еще Юрий Энтин – с песенкой Антошка. Присоединились также три автора, которые принесли идею "Ну, погоди!". Анатолий Петров сам написал сценарий про мальчика Джованни, а Галина Баринова придумала свой первый сюжет – "Мозаику".

- Над чем трудились вы?

- Мне понравилась песенка про Антошку. Веселая мелодия, озорные словечки. Сразу представился образ мальчишки. Первые ощущения очень важны. Уже потом начинает работать мысль художника и режиссера. Энтин принес и сценарий. Но мне он не очень понравился.

Я решил, что Антошка должен быть обязательно рыжим, солнечным, свободным человечком. Который сидит где-то на природе под подсолнухом. У меня с самого детства любовь к этим растениям. Помню, рядом с нашим четырехэтажным домом, где мы жили в коммунальной квартире, были огороды. Там рос огромный подсолнух. Как-то вечером я подполз к нему и решил отвернуть ему голову. Долго мучился. Отломить подсолнух, да еще детскими руками, тяжело – он очень волокнисты и плотный. Тот подсолнух запечатлелся в моей памяти.

Фото: ИТАР-ТАСС

- Как вам работалось в условиях советской цензуры?

- Несмотря на ненужные придирки чиновников из Госкино "Веселую карусель" удалось сделать яркой. Придирались ко многим сюжетам. Например, к стилистическому решению "Джованни". Мультфильм был сделан в модном тогда жанре поп-арта.

У моего "Хомяка" обрезана концовка. Если помните, на заднем плане постоянно высовывался крот. В самом конце мультфильма, когда хомяк снес зерно в кладовую, звучит его монолог: "Ладно, пусть меня учат, а я, ни слова не говоря, пуд зерна в кладовую натаскал. Никто этого не видел, никто этого не знает, никто не позарится. Молчком-то лучше". И в это время куча зерна уплывает вниз, под землю. Из ямы высовывается крот и говорит: "Тссс". Так хомяк остается ни с чем. Эпизод с монологом хомяка заставили вырезать.

- И все же, вопреки цензу, вам удалось сделать качественный и узнаваемый продукт.

- "Карусель" раскрутилась. Я участвовал только в первых четырех выпусках. Потом, как и остальные мои коллеги, вышел на самостоятельную дорогу. Но "Антошка" до сих пор является моей визитной карточкой. Ему уже 44 года, а он также задорно поет "Дили-дили, трали-вали".

Образ Антошки я использовал и в других своих мультфильмах – "Два веселых гуся", "Рыжий, рыжий, конопатый", "Фантазеры из деревни Угоры".

Неизвестно, как бы сложилась моя судьба, если бы не "Веселая карусель". Алла Панасенко