Выживут ли липы на Тверской и Новом Арбате, почему во время майского урагана в основном повалило тополя, кому может быть выгодна гибель лесов Подмосковья от короеда-типографа и какими деревьями лучше засадить новые микрорайоны, в которые приедут переселенцы по программе реновации? Об этом в интервью порталу "Москва 24" рассказал директор агробиотехнологического департамента РУДН, доцент Валентин Введенский.
Фото: портал Москва 24/Юлия Иванко
– В центре города сажают взрослые деревья выше трех метров (крупномеры). Как вы считаете, смогут ли они прижиться?
– Деревьям в городе сложно прижиться. После нескольких лет жизни они начинают болеть и могут погибнуть, если их не отправить на реабилитацию обратно в питомник – на свежий воздух для восстановления сил. А на их место высадить здоровое дерево этой же породы из питомника.
Спасти деревья в агрессивной среде города может постоянная ротация растений через несколько лет. Такая технология применялась в Советском Союзе: высаживался крупномер в загазованный городской район, а через какое-то время его выкапывали и отправляли обратно в питомник на отдых. На его место сажали тот, который уже прошел оздоровление. Например, так содержали голубые ели возле Кремля. К сожалению, у нас потеряна эта практика. Но я надеюсь, что специалисты будут его возрождать.
This browser does not support the video element.
– Выращивание в кадках для деревьев может быть естественным?
– Конечно, для дерева это ненормально, но допустимо. Важно соблюдать размер емкости и самого дерева. Если емкость будет маленькой, то растение может погибнуть. Как правило, в кадках выращивают не простые деревья, а экзотические, которые не выдерживают нашего климата. Поэтому их нужно на осенне-зимний период убирать в зимний сад или питомник, где их восстанавливают и приводят в нормальное состояние.
– Весной многих горожан волновал вопрос: "Появятся ли листочки у лип на Тверской улице, которые высаживали в декабре в морозы?" Деревья зазеленели, правда, с опозданием, а на некоторых веточках листья так и не появились. Как липы будут чувствовать себя на оживленной магистрали?
– Высадка в мерзлый грунт – это общепринятая технология. Весной они не сразу распустились, потому что им нужно было адаптироваться к новым условиям. Некоторые веточки в период адаптации не выжили. И это нормально.
Фото: ТАСС/Александр Щербак
В питомниках специалисты готовят крупномеры к высадке: обрезают, формируют корневую систему, чтобы она была компактной, не забывают и надземную часть. После посадки важно, чтобы за деревьями продолжали ухаживать: вовремя обрезали мертвые или заболевшие ветви, подкармливали, поливали, следили за их здоровьем. Растения нужно опрыскивать от вредителей и болезней, поднимать иммунитет. Для сохранения в прикорневой зоне влаги, в почву можно внести гелевые добавки. В общем, у дендрологов сейчас есть огромный арсенал для ухода за деревьями в городских условиях, чтобы они себя хорошо чувствовали и долго жили.
– Значит, самочувствие лип на Тверской и их продолжительность жизни зависит от того, как за ними будут ухаживать дендрологи?
– Конечно. Другое дело, я часто вижу во дворах и на улицах деревья, за которыми неправильно ухаживают. Главная ошибка в том, что обрезают ветви неправильно, оставляя большой пенек. Он начинает гнить, сюда проникают грибы, бактерии, потом выгневает сердцевина, и образуется дупло. В конце концов дерево ломается и падает.
– Из-за этого во время урагана над Москвой 29 мая повалило столько тополей?
– Продолжительность жизни тополя в городских условиях не больше 70 лет. А деревья, которые растут в Москве, посажены более полувека назад! Их срок жизни подходит к концу. Все тополя нужно убирать, они представляют опасность.
Во дворах тополя, которые выросли выше крыши седьмого или девятого этажа, срезают наполовину. Но это спорная практика: деревья все равно старые, стволы высохшие, поэтому при шквалистом ветре они падают.
Последствия урагана в мае 2017 года. Фото: Портал мэра и правительства Москвы
Вообще в условиях природы в 50-70 лет дерево считается молодым. После 100-120 лет – это уже возраст, особенно для быстрорастущих деревьев. В городе жизнь у деревьев короче.
– Основной массив деревьев, которым уже по 50-60-70 лет, растут в районах пятиэтажек. Наверняка, их будут убирать по программе реновации. Какими породами деревьев можно было бы озеленить дворы новых домов?
– Тополя точно сажать не стоит. Я бы посоветовал засаживать ясенем. На мой взгляд, это дерево хорошо себя чувствует в городе, быстро растет и имеет прочную крону.
This browser does not support the video element.
Шикарное дерево липа. Оно имеет декоративную листву, красивую крону серебристо-красного цвета. Безусловно, для города прекрасная порода – клен. Причем существует много пород клена, с разной окраской листвы. Из хвойников, наверное, лучше выбрать ель или сосну, но только небольшой высоты.
Я бы не рекомендовал для посадок туи. В городе они плохо себя чувствуют. Все-таки это не совсем наше дерево, поэтому требуют ухода, как и кустарники: черемухи, рябины, вишни. Все кустарники нужно обрезать, а их чаще всего неправильно обрезают или вообще не обрезают.
Фото: портал Москва 24/Юлия Иванко
– Однако во время цветения липы аллергенны. Их даже из-за этого некоторые время назад в Москве вырубали. Если ими засаживать городские кварталы, не будут ли страдать аллергики?
– Вопрос аллергии не в моей компетенции. Обращу внимание только на то, что цветут все растения. Первой цветет береза, выстреливает сережками еще до распускания листьев. Некоторые аллергики реагируют на ее пыльцу, но это не значит, что нужно вырубить все березы.
– Иногда зимой дворники высыпают реагенты прямо на газон. Как это влияет на почту и растения?
– Реагенты – это в основном соли калийные или натриевые, то есть практически те же самые удобрения, которые мы применяем при выращивании других культур. В небольших количествах они полезны, но в тех объемах, в которых их сыплют на тротуар или проезжую часть, а иногда на газон, они опасны для деревьев и почвы.
Большая часть реагентов применяется зимой, когда деревья находятся в покое, но они остаются в почве и наносят вред растениям. Нейтрализовать действие солей могут щелочи или кислоты.
– Как вы считаете, нужно ли убирать опавшие листья под деревьями?
– Для деревьев уборка листьев точно не полезна. Опавшие листья сохраняют необходимую влагу для дерева, под ними живут как вредные, так и полезные насекомые, бактерии. Осенью из листьев дерево забирает все важные питательные вещества: белки и углеводы, в опавшем листе таким образом остается лишь целлюлоза, которую перерабатывают бактерии, образуя лиственную почву, питающую деревья.
Фото: Портал мэра и правительства Москвы
Уборка листьев приводит к тому, что нарушаются естественные условия содержания дерева. Поэтому я сторонник того, чтобы листву оставлять. Однако опавшие листья выбивают газон и не дают нормально расти газонной траве.
Тогда выход может быть таким – создавать лиственную почву искусственно. Для этого нужно собирать, компостировать, а затем разбрасывать. Это будет полезно и газону и деревьям. Но это процедура трудоемкая, требует больших затрат, поэтому можно было бы просто оставлять листву вокруг дерева для питания.
– В центре города часто деревья обвивают гирляндами для создания праздничной атмосферы. Как на деревья влияет иллюминация?
– На мой взгляд, иллюминация не наносит особых травм дереву при условии, если лампочки не сильно нагреваются и не обжигают кору. Но, как правило, сейчас используются холодные светодиоды, поэтому проблем нет.
Деревья травмирует другая практика – завязывание у саженцев верхушки в узелок. Считается, что так ствол никуда не денется, будет прочнее стоять, но это большая ошибка. Со временем этот узел начинает душить дерево, образуются так называемые наплывы, от этого оно перестает расти и развиваться.
– Леса ближнего Подмосковья умирают от короеда-типографа. Еще семь-десять лет назад такой проблемы с короедом-типографом не было. Почему короед стал настоящей напастью для подмосковных лесов?
– Типограф был опасен и актуален для Москвы и Московской области всегда. Но раньше назад леса обрабатывали с воздуха и с земли, поэтому проблемы не было.
Подмосковные леса, пострадавшие от короеда-типографа. Фото: ТАСС/Игорь Зотин
В последние годы обработку не проводят. Подняли волну протестов борцы за экологию, а еще сократили штат лесничеств, нет лесников и просто некому обрабатывать. Отсюда огромная проблема, леса вокруг Москвы умирают гектарами и их вырубают. Я не исключаю, что это даже кому-то выгодно, потому что остаются пустые участки, их легко вывести из лесного фонда и что-нибудь построить.
Препараты, которыми можно обрабатывать леса от типографа есть, но проблема еще в другом, вокруг этих лесных массивов находятся поселки, а по современным законам обработка таких участков запрещена.