Форма поиска по сайту

Провал проекта Mars One: как мы не слетали на Красную планету

общество наука эксклюзив

12 февраля 2019, 20:10

Грандиозный проект по колонизации Марса потерпел полный крах. По решению гражданского суда города Базель, компанию Mars One, планировавшую отправить первых поселенцев на Красную планету, признали банкротом. Портал Москва 24 поговорил с экспертами о том, как оценивали проект на старте, почему сейчас эту идею невозможно реализовать и когда человечество действительно сможет ступить на Марс.

Фото: depositphotos/ algolonline

200 тысяч людей желают жить на Марсе

Проект Mars One стартовал в 2011 году под руководством нидерландского предпринимателя Баса Лансдорпа. Идея создания колонии на Марсе возникла у него еще во время учебы в университете, и, по сообщениям СМИ, до 2013 года он финансировал проект самостоятельно. Из уст изобретателя вся планета услышала о том, что высадка на Марс "будет одним из крупнейших событий в человеческой истории" и "все необходимые технологии уже существуют или почти существуют".

В 2013 году начался отбор первопроходцев. На первом этапе заявки подали более 200 тысяч человек из 140 стран. Пройдя несколько этапов, была выбрана сотня счастливчиков, среди которых находились и три девушки из России. Первый полет с четырьмя членами экипажа на борту планировалось совершить уже в 2022 году, но потом дату дважды сдвигали – сначала на 2024 и потом на 2026 год.

Со стороны профессионального и научного сообщества данный проект не раз был подвергнут критике. Сомнения выражались как по поводу технической реализации проекта, так и по финансовой готовности компании осуществить столь масштабный замысел. В итоге руководители стартапа были обвинены в мошенничестве, компанию Mars One признали банкротом, и проект был закрыт.

Как оценили проект в России

Многие представители из сферы российской космонавтики изначально полагали, что этот проект сложно реализуем или не выполним как минимум по двум параметрам: узкие временные рамки и недостаточное финансирование.

"Сама идея интересная, человечество озабочено полетом на Марс еще с 30-х годов прошлого века", – размышляет первый вице-президент Федерации Космонавтики России, член Российской Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского Олег Мухин. "Марс все же имеет атмосферу и воду, поэтому его посещение, с точки зрения землян, позволило бы узнать, какие условия там более реальные. Но проект очень дорогостоящий. Более того, техника еще не готова", – говорит Мухин.

Фото: mars-one.com

Несмотря на то, что луноходы уже работают на Марсе и передают информацию, говорить о пилотируемых полетах на Красную планету пока рано, к этому не готова ни аппаратура, ни космические корабли. "Учитывая, что лететь нужно под солнечной энергетикой и солнечным облучением, нужно создавать специальные аппараты для защиты человека от радиации. Это вопрос серьезный, дорогостоящий и не сегодняшнего будущего. Добраться до Луны более реально, это ближе, и техника, которая сейчас есть, уже позволяет это сделать и там обосноваться", – отмечает эксперт.

Мнение о невозможности технической реализации проекта с точки зрения финансирования разделяет и научный руководитель Московского космического клуба Иван Моисеев, хотя признается, что на этапе запуска были и те, кто верил в космический прорыв. "С самого начала проекта была двойственная реакция. Специалисты, в общем, удивлялись и смеялись, потому что это было совершенно невозможно, никак не укладывалось в технические возможности. А те, кто меньше знают космические аспекты, восприняли это с большим интересом и даже с некоторой надеждой, что такой прорыв в космосе", – говорит Моисеев.

"Полет на Марс может быть осуществлен только в конце века просто по своим финансовым характеристикам. Сейчас это оценивается в 500 миллиардов долларов. И это только слетать и воткнуть флаг, ничего больше. Для сравнения NASA (Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, относится к федеральному правительству США. – М24) тратит на весь космос 20 миллиардов в год. То есть с таким бюджетом для организации полета необходимо 25 лет, если заниматься только Марсом. А наш "Роскосмос" тратит в 10 раз меньше. Как ни считай, полеты на Марс не получаются, даже просто полеты. Технически это можно сделать, но денег на это просто нет", – заключает эксперт.

Технические возможности

Фото: depositphotos/ algolonline

Иван Моиссеев считает, что технические возможности для полета на Марс есть: "Можно построить такую технику, которая во всей солнечной системе будет летать, все упирается в финансы. Техника очень сложная, требуются специальные исследования. Мы еще недостаточно знаем влияние радиации за пределами радиационных поясов Земли. Здесь идет целая цепочка, и получаются такие суммы, которых не то что у одной компании, у человечества в целом нет", – говорит эксперт.

Второй важный технический момент, по мнению Моисеева, – надежность. "У нас никогда еще пилотируемые объекты не летали столь долго без снабжения с Земли. На МКС, например, каждый месяц идет грузовой корабль, который меняет испорченные детали, привозит запчасти, снабжает космонавтов питанием, воздухом. С марсианского аппарата делать это становится сложнее. Поэтому надежность всех узлов пилотируемого корабля должна быть на порядок выше, чем у МКС. А это, опять же, дорого: если надежность повысить вдвое, стоимость возрастает в десятки раз. По сути, все такие проекты заканчиваются тогда, когда начинаются расчеты", – считает Моисеев.

Олег Мухин добавляет, что технически задачи решаемы, но не быстро. "Для полета необходимо создать космический корабль, создать условия полета для экипажа. Например, чтобы сократить перелет с шести-девяти до трех-четырех месяцев, нужно сделать разгон, поставить ядерную установку, а это время", – размышляет Мухин.

"Если мы говорим о полете на Луну, и то мы заявляем уже фактически конец следующего десятилетия. Но это рядом. А Марс – это очень серьезно. Я считаю, что нереально одной стране и никакому предпринимателю решить этот вопрос. Для этого нужны международное сотрудничество, международные финансы, чтобы решать проблемы в космических полетах дальше к планетам солнечной системы и за нее", – отмечает Мухин.

Коммерческий проект?

Фото: depositphotos/ magann

Одним из самых громких заявлений, в котором успешность проекта Mars One была поставлена под угрозу, стало интервью ирландского физика Джозефа Роша. Он стал одним из 100 счастливчиков, прошедших в финал. Джозеф заявил, что, проходя процедуру отбора, все участники должны были зарабатывать очки, чтобы продвинуться дальше. Но сделать это можно было только одним способом – купить продукты под маркой Mars One или пожертвовать деньги фонду. Также он сообщил, что за любые интервью для СМИ каждый финалист должен был перечислять 75% гонорара все той же компании. А само собеседование со специалистом компании было весьма непрофессиональным, проходило всего 10 минут и заключалось только в общих вопросах по тексту о Марсе, который раздали участникам.

Помимо этого, каждый заполнивший анкету на участие в конкурсе (а таких было около 200 тысяч человек) должен был внести организационный взнос в размере 40 долларов, чтобы подтвердить свое твердое намерение.

Иван Моисеев считает, что такие сборы могли только обогатить организаторов, но никак не принести финансовую помощь проекту. "Для того чтобы в космос слетать, нужно 40 миллионов долларов, это просто вокруг орбиты Земли. Сборы с каждого по 40 долларов дают какую-то сумму для организаторов, но это в тысячу раз меньше, чем нужно для того, чтобы доставить человека в космос. Возможно, кто-то из организаторов исходил из того, чтобы собрать деньги, а кто-то искренне надеялся на космический прорыв. Всегда, когда много людей, возникают разные мотивы", – делится эксперт.

"Если они заявляют, что они полетят на Марс, то это чисто PR-кампания, которая рассчитана на тех людей, которые не очень здорово знают космическую деятельность", – добавляет он.

Нужно ли нам осваивать Марс

Фото: depositphotos/ Helen_F

Эксперты отмечают, что на сегодняшний день выгодно посещать те объекты, которые имеют маленькую силу притяжения. В космонавтике самое трудное подняться вверх. Поэтому заниматься большими телами с большой силой притяжения экономически, технически и по времени крайне не выгодно.

"Мы из одного "гравитационного колодца", с Земли, поднимаемся вверх, тратим много топлива, ракет, и если мы летим на Марс, то опускаемся в другой "гравитационный колодец". Поэтому дальнейшее развитие космонавтики будет идти по пути исследования тел с малой массой. На первом этапе это Луна, далее – астероиды, их можно исследовать и использовать эти ресурсы. Например, если добыть воду и ее разложить, получается стандартное ракетное топливо – кислород и водород. На втором этапе можно использовать материал астероидов для создания простых конструкций, с использованием 3D-печати. Чтобы не с Земли доставлять все материалы, а там добывать и сразу использовать. А большие планеты – Венера, Марс – их когда-то посетят, но только для того, чтобы отметиться, что мы здесь были, тогда будут дальнейшие действия", – говорит Иван Моисеев.

Если рассматривать вопрос о перенаселении Земли, то, по словам Моисеева, "сейчас он обсуждается, но не специалистами". Сегодня, чтобы переселить хотя бы небольшую часть людей с Земли, нужно такое количество ресурсов, которыми Земля не обладает. "Если мы займемся таким переселением, мы съедим остаток наших ресурсов и переселим только очень маленькую часть людей", – заключает Моисеев.

Олег Мухин, в свою очередь, отмечает, что на данном этапе нет возможности переселить миллиард человек на Марс. "Сейчас надо потратить огромное количество финансов на то, чтобы в первую очередь бороться с экологией на Земле", – считает он.

"Как говорил Герман Титов, мы все космонавты: мы летим на огромном космическом корабле под названием Земля. Раз высший разум выбрал для поселения людей нашу Землю, а не Марс и не другие планеты, значит такие условия здесь приемлемы. А там можно изучать, строить, добывать. Можно запустить туда роботов, которые будут этим заниматься, а человек будет только контролировать. К этому мы уже подходим. И на Марсе будут яблони цвести. Будем на это надеяться", – с улыбкой заключает Олег Мухин.