Форма поиска по сайту

Ароматы не пахнут! Парфюмеры – о музыкальности обоняния и охоте на запахи

Корреспондент m24.ru Маргарита Маслова решила попробовать весну на вкус и пообщалась со столичными парфюмерами в поисках рецепта уникального аромата. О том, как создать неповторимый запах и распознать в толпе по-настоящему свой аромат, чем дышит современная парфюмерия, есть ли что-то общее между парфюмерами и маньяками, насколько эффективны духи с феромонами и почему ароматы любят ушами, читайте в этом материале.

Фото: кадр из кинофильма "Парфюмер"

Маньяк или волшебник: кто такие парфюмеры и как ими становятся

Парфюмер парфюмеру рознь: существуют те, кто просто разливает воду по флакончикам, те, кто делает духи по уже разработанным рецептам, а также специалисты, которые сами придумывают уникальные ароматы. Последних называют "носами", и в мире их насчитывается всего около сотни человек.

Как утверждают специалисты, в эту профессию приходят в основном самостоятельно, перенимая опыт предыдущих поколений, получая знания на специальных курсах или из открытых источников информации. По словам члена жюри парфюмерной премии FIFI Awards Russia парфюмера Галины Анни, в мире есть всего несколько школ при крупных парфюмерных концернах, среди которых выделяют две: ISIPCA в Версале и Givaudan в пригороде Парижа.

This browser does not support the video element.

"Сегодня слово "парфюмер" означает любого, кто создает композиции из душистых веществ. Есть множество парфюмерных художников-самоучек, окончивших разнообразные любительские курсы и занимающихся частной парфюмерной практикой. Такие люди создают собственные линии духов. Но если говорить о "носах", то это специалисты, прошедшие обучение согласно профессиональным стандартам. В России таких учебных заведений нет, в мире же есть несколько известных парфюмерных школ и курсов при крупных концернах", – пояснила Галина Анни.

Парфюмер Галина Анни. Фото предоставлено респондентом. Автор: Максим Барышников

Член Парфюмерного клуба России, председатель жюри конкурса FiFi Russian Fragrance Awards, парфюмер Жанна Гладкова считает, что парфюмером может стать любой творческий человек, обладающий базовыми знаниями из школьного курса химии. По ее словам, главное в этой профессии – это интуиция и креативный подход.

"Парфюмерия – это творчество, основанное на научных знаниях. Любая креативная личность может родиться парфюмером. Для этой профессии необходимо владеть знаниями по органической химии и творческой искрой, потому что аромат – это сосуд, по которому течет энергия красоты. Каждое событие моей жизни имело ароматическую составляющую. Вы знали, что обонятельные центры в человеческом мозге находятся рядом с центрами памяти? Именно поэтому мы так хорошо запоминаем связанные с запахами моменты.

Специально эту профессию я не выбирала, она сама меня нашла. С детства мне нравилось смешивать содержимое маминых флакончиков, потом я пошла учиться на химика и однажды добралась до практики в парфюмерной лаборатории. Так я и оказалась в этой сфере, можно сказать, волей судьбы", – рассказывает Жанна Гладкова.

Парфюмер Жанна Гладкова. Фото: страница респондента в Facebook

Парфюмер Галина Анни подробно рассказала, как освоить профессию парфюмера самостоятельно:

Существует множество онлайн-ресурсов и специальной литературы, а также магазины, продающие натуральные и синтетические душистые вещества профессионального качества. Поскольку из аптечных эфирных масел духи сделать нельзя, так называемый бум любительской парфюмерии начался именно с доступа к профессиональным ингредиентам в розницу. Лично мое обучение начиналось с коллекционирования. Почти 25 лет назад я стала изучать все, что связано с парфюмерией, в итоге собрала редкую коллекцию старинных духов и книг. Лет десять назад я сама начала работать с душистыми веществами: сначала только c натуральными, затем стала осваивать палитру современных синтетических душистых веществ.

Если говорить о навыках, то это в первую очередь умение работать с большой базой данных душистых веществ и их смесей – способность их запоминать. Например, в одной известной французской парфюмерной школе за первые семь месяцев обучения студент должен запомнить 500 разнообразных душистых веществ, среди которых 350 синтетических и 150 натуральных. Дальнейшая учеба возможна только для тех, кто освоил этот материал.

Многие из нас смотрели фильм "Парфюмер", однако я не думаю, что степень так называемой маниакальности среди представителей нашей профессии больше, чем в других сферах, где люди увлечены своим занятием. Я знаю известных парфюмеров, которые неприязненно отнеслись к этому фильму и одноименной книге из-за образа главного героя. Однако у некоторых кинолента вызвала положительную реакцию из-за того, что произведение привлекло большое общественное внимание к профессии парфюмера.

Музыка для вашего носа: почему ароматы звучат, а не пахнут

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

На каком языке лучше всего описывать ароматы? Любой парфюмер вам ответит – на языке музыки. Профессионалы утверждают, ароматы не нюхают – их слышат, а душистые композиции составляют из аккордов и нот. Музыкальная терминология вошла в парфюмерный мир вместе с теорией запахов Септимуса Пиесса (французский парфюмер – m24.ru) в середине XIX века. Согласно этой теории, каждый запах вписывается в определенный звуковой ряд и имеет свою соответствующую ноту, в то время как природные ароматы похожи на звуковую амплитуду.

Парфюмер Галина Анни, член жюри парфюмерной премии FIFI Awards Russia, соорганизатор конкурса независимых парфюмеров Prix d'Aromes: В описании духов мы пользуемся нотами и аккордами, а слово "слышать" не может заменить слова "нюхать" или "обонять", когда речь идет об ароматах. Среди некоторых специалистов парфюмерной индустрии слово "нюхать" считается слишком грубым или приземленным для описания таких тонких материй, как духи. Часто консультантам даже запрещают произносить "запах", разрешая только "аромат". К этому, конечно, можно относиться только иронически.

This browser does not support the video element.

Парфюмер Жанна Гладкова, член Парфюмерного клуба России, председатель жюри конкурса FiFi Russian Fragrance Awards: Ароматы действительно подобны музыке. Когда мы хотим их понять, мы не принюхиваемся, а именно прислушиваемся. Все, что мы нюхаем – это обычные запахи, а то, что хотим услышать – уже ароматы. Здесь задействовано воображение, если мы хотим, чтобы образ аромата появился где-то в воздухе, мы должны услышать прекрасную мелодию, от которой по коже побегут мурашки.

В музыке красота звучит, а парфюмерия красотой дышит. Музыка и парфюмерия очень близки по своему воздействию на человека. Известный русский композитор Александр Скрябин хотел написать ароматическую симфонию: музыкальное произведение, по мотивам которого будут созданы те или иные ароматы. Например, в ноте ля первой октавы он слышал аромат бергамота, а в ре второй – отголоски фиалки.

Охота на ароматы: новые запахи – как производятся и откуда берутся

Фото: ТАСС/Анатолий Семехин

По словам специалистов, в парфюмерном мире существует около восьми тысяч душистых веществ, данные которых, как правило, уже занесены в специальные компьютеры. Для этого есть прибор – хроматограф, с помощью которого можно сканировать запахи и раскладывать их на составляющие. Подробнее о производстве уникальных ароматов m24.ru рассказали сами профессионалы.

– Откуда берутся новые запахи?

Парфюмер Жанна Гладкова: Все, что есть в природе, уже давно изучено, собрано и синтезировано. В современных парфюмерных композициях натуральные эфирные масла практически не используются. Максимум – два процента от содержимого, все остальные компоненты – это синтетические вещества, срисованные с натуральных природных элементов. К этому разнообразию человек добавил полутона, как в палитре с красками: есть основные цвета, смешивая которые можно получить разные оттенки.

Так и здесь: от одного доминирующего аромата можно получить множество душистых нот. Этот подход касается и новых направлений в парфюмерии. Например, карамельные, шоколадные или молочные ноты – это все результат химического синтеза. Я вас уверяю, настоящий шоколад ничем не пахнет после термической обработки. Эфирные масла очень быстро раскрываются, недаром их называют эфирными.

Парфюмер Галина Анни: Парфюмерные химики не покладая рук работают над созданием новых душистых веществ, молекул и ароматических баз. Например, вещества геосмин и террасол пахнут мокрой землей, есть элементы с запахами попкорна, красного вина, вермута и даже ржаного хлеба. Я сама не очень склонна к созданию слишком уж необычных композиций, потому что считаю, что мои духи должны вызывать желание их носить, а не просто обонять как забавный артефакт.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

– И все-таки прообраз синтетического запаха находится в природе. Как добывают первоисточник? То, из чего впоследствии делают синтезированный аромат?

Парфюмер Жанна Гладкова: Представьте, что вы идете по джунглям и на вашем пути попадается цветок с небывалым ароматом. Что бы сделали раньше? Вырубили бы все джунгли, построили бы завод и извращались бы над этими цветами, извлекая аромат. Сегодня парфюмерия работает по принципу headspace: грубо говоря, цветок накрывается специальным колпачком, в котором растение дышит. По сути это дыхание и есть испарение эфирного масла.

Когда испарение достигло определенной концентрации, колпачок снимается и относится в лабораторию. Таким образом мы не убиваем растение, а всего лишь пишем его ароматический портрет. В лаборатории паровая фаза переводится в жидкость, которая закалывается (закалывание – способ нанесения ароматической смеси на специальное устройство для ее расшивровки – m24.ru) в хроматограф (специальный прибор для анализа компонентов смесей веществ – m24.ru) – и через полчаса мы уже имеем рецептуру этого аромата. Ее и будут впоследствии использовать для изготовления духов.

Парфюмер Галина Анни: Парфюмер-любитель может использовать что угодно, самостоятельно делать тинктуры (спиртовые настойки) или экстракты любого ароматического сырья. Однако в индустрии в основном работают с душистыми веществами профессионального качества, которые, конечно, могут быть очень разнообразными.

Зазвучало! Каким должен быть гармоничный аромат

Фото: ТАСС/Наталья Колесникова

Известный парфюмер Пьер Герлен описал четыре основных закона, которые нужно учитывать при создании аромата: Каждый аромат должен иметь характер или узнаваемость: парфюм должен создавать читаемый и ощущаемый образ человека; Этот образ должен быть утонченным: или антилапидарным (от латинского lapidarium – "высеченный в камне", антилапидарный среди парфюмеров – не застывший, динамичный аромат). Аромат должен раскрываться постепенно, со временем проявляя разные ноты, при этом сохраняя одну основную мелодию; В составе каждого аромата должны быть вещества, напоминающие о запахе человеческой кожи: как правило, это мускус и амбра (изначально вещества животного происхождения). В современной парфюмерии – это синтетические вещества, которые, как установлено учеными, являются аналогами человеческих половых аттрактантов (привлекающих феромонов, усиливающих половое влечение); Аромат не должен напоминать ничто существующее в мире в своем однообразии: это должно быть сложно построенное произведение, чтобы его нельзя было охарактеризовать каким-то одним очевидным запахом. Например, аромат фиалки должен сопровождаться еще и другими оттенками.

Парфюмер Жанна Гладкова: Уникальность парфюмерного аромата – это то, что в нем чувствует сам человек. В этом процессе огромную роль играет человеческий фактор, поскольку создатель вкладывает в свое ароматическое произведение частичку души. В зависимости от пропорций тех или иных душистых веществ создается ароматический портрет человека, построенный на его реальном образе.

Женщина – это культура цветов, мужчина – культура дерева. Именно поэтому в женские ароматы построены на цветочном дыхании, а мужские – на древесном. Женщина может быть как роковой розой, так и фатальной лилией, но королеву играет свита и определяет ее характер.

Фото: ТАСС/Кадр из кинофильма "Парфюмер"

– Духи с феромонами действительно влияют на сексуальное влечение?

Парфюмер Галина Анни: Это маркетинговый миф, который не подтверждается никакими исследованиями. Разве что эффект от подобных духов может напоминать действие плацебо: "Я пользуюсь духами с феромонами, а значит, самая обаятельная и привлекательная".

Парфюмер Жанна Гладкова: Мы выбираем людей по запаху, который может как отталкивать, так и притягивать. Не зря же говорят: "Я его на дух не переношу". Феромоны – это вещества, которые выделяют двуполые животные для регулировки их половых отношений. Однако в парфюмерии эти вещества уже присутствуют в виде синтетических мускуса и амбры. Как вы понимаете, никакого пота животных в духи никто не добавляет.

"Не по коже похожи": как правильно выбрать духи себе и в подарок

Фото: ТАСС/Александра Мудрац

Парфюмеры утверждают: правильно выбранный аромат отражает эмоциональное состояние человека в определенный момент времени. Во время создания аромата для конкретной личности специалисты советуют учитывать основные черты характера этого человека, чтобы найти те самые ноты, способные их подчеркнуть. Подробнее о том, как определить по-настоящему свой аромат и угадать с выбором духов в подарок, рассказала столичный парфюмер Жанна Гладкова:

– Правда ли, что если человек не чувствует духов на себе, он выбрал по-настоящему свой аромат? Если да, то почему так происходит?

– Совершенно верно. Еще один сигнал – когда аромат на вашей коже нравится абсолютно всем. Подходящий вам запах вы будете слышать только первое время, позже вы перестанете его замечать. При этом все начнут тянуться к вам под обаянием вашего аромата. Так происходит потому, что наш обонятельный центр отключается, когда все нормально. Если же запах является чем-то чуждым, организм постоянно будет о нем напоминать – так наши рецепторы будто бьют тревогу, и рано или поздно могут отомстить головной болью или аллергической реакцией.

– Как выбрать духи в подарок? Зачастую этот выбор оказывается достаточно сложным…

– Только интуитивно. Аромат – это гармония внешнего и внутреннего. Это любовь: услышали аромат – влюбились. Не влюбились – значит, этот аромат вам не подходит. С подарками дело обстоит гораздо сложнее, поскольку каждый аромат индивидуален. Можно подарить красивую обувь, но понять, насколько она будет удобной, сможет только тот, кто будет ее носить. Парфюмерия – это очень интимная вещь. Более того, аромат начинает играть совершенно по-другому, когда попадает на кожу. На каждом человеке одни и те же духи будут звучать по-разному.

Фото: ТАСС/Юрий Белинский

– Почему на каждом человеке один и тот же аромат раскрывается по-разному?

– Это связано с гормональным, эмоциональным и энергетическим фоном каждого человека. Каждый из нас обладает собственным запахом кожи. Представьте, что вы – это красный цвет, а я – синий. Мы взяли желтый аромат, каким он будет на вас? Оранжевым. А на мне? Зеленым. Эта метафора и есть ответ на ваш вопрос.

– И все-таки, существуют ли секреты, как угадать аромат для другого человека?

– Вот вы смотрите на девушку, которая носит вещи пастельных тонов и создает впечатление спокойного и уравновешенного человека. Вы можете купить ей какие-нибудь легкие духи. А потом окажется, что на самом деле она хочет производить впечатление роковой женщины и ей подходит более насыщенный и тяжелый аромат. Но вы не сможете сделать такой вывод, исходя из внешнего вида, который, возможно, загоняет безбашенную чувственную натуру в рамки образа хорошей девочки. Для этого вам нужно очень тщательно изучить характер человека и, конечно, доверять своей интуиции. Умение правильно выбрать духи в подарок – это тоже талант, который дан далеко не каждому.

Маргарита Маслова