ГКУ "Администратор московского парковочного пространства", несмотря на свое сложное название, известно всем автомобилистам. Именно эта организация занимается расширением зоны платной стоянки, а также эвакуирует машины, брошенные с нарушением правил. Кроме того, АМПП занимается созданием новых закрытых стоянок, которые появятся и в спальных районах столицы. Глава учреждения Александр Гривняк рассказал в интервью M24.ru о том, как рассчитываются тарифы на новых плоскостных парковках, что делать с автомобилистами, прячущими номера, а также зачем городу забирать у частников эвакуаторы.
― Александр Иванович, зона платной парковки расширилась за последние годы до ТТК и даже вышла за его пределы. Что, на ваш взгляд, дают городу платные стоянки?
― Главная наша задача – это обеспечить жителям комфортное передвижение по городу. К примеру, 12 лет назад от своего дома я добирался до работы за час. Сегодня я потратил на дорогу в офис в том же районе 15-20 минут. Я вижу, что парковочное пространство играет большую роль в разгрузке города — увеличилась скорость движения, оборачиваемость машино-мест, ликвидирована "хаотичная" парковка. Если раньше один автомобилист занимал парковочное место 6-8 часов, то теперь время стоянки занимает 1,5-2 часа.
В прошлом, когда я работал в другой компании, я много бывал в центре города по делам. Помню, что на Бульварном кольце невозможно было припарковаться независимо от времени дня. А сейчас можно спокойно приехать и поставить машину в любом понравившемся месте.
Добавлю, что у нас есть официальные данные голосования в "Активном гражданине": 55% москвичей признали, что видят улучшения от работы парковочного пространства. Очень приятно, что это так. Главные задачи на этот год ― модернизировать также штрафстоянки для эвакуированных машин, оборудовать их новейшими комплексами по приему граждан, чтобы возврат автомобиля был быстрым, а ожидание - комфортным.
― Сколько за 2014 год эвакуировано машин? Как вы думаете, будет ли эта цифра снижаться в 2015-2016 годах?
― За 2014 год эвакуировано 259 430 машин, с 1 января 2015 года по 22 марта – 72 978. Вопрос, что будет с этой цифрой дальше, к автовладельцам. Там, где мы работаем, на сегодняшний день видно, что водители привыкают парковать свои машины правильно. Бывают разные случаи, но, тем не менее, постепенно культура приходит. Нам тоже не хотелось бы идти на такие меры, как эвакуация автомобиля. Несмотря на то, что водитель нарушил правила, он остается гражданином, и мы не хотим причинять ему дополнительный дискомфорт. Мы не заинтересованы увеличивать количество эвакуаций или оставаться на том же уровне. Наша задача в том, чтобы количество эвакуаций было равно "нулю". Тогда мы понимаем, что город едет, что все автовладельцы соблюдают правила и не мешают другим участникам дорожного движения, в том числе общественному транспорту и пешеходам.
― Если водители перестанут нарушать правила, чем тогда будет заниматься ГКУ "АМПП"?
― Мы много внимания уделяем повышению качества сервиса и парковочного пространства, занимаемся выдачей резидентных разрешений и администрированием парковок. Если наша функция по эвакуации будет упразднена, то мы продолжим и в дальнейшем совершенствовать и развивать направления, касающиеся удобства пользования парковочной зоной.
― У нас в распоряжении на сегодняшний день 170 эвакуаторов, у подрядных организаций - 150. При этом качество нашей работы выше, чем у подрядчиков, работающих по государственным контрактам. В течение года все эвакуаторы действительно перейдут в собственность города. Сейчас еще прорабатывается юридические детали перехода.
― Договор с подрядчиками был на пять лет, вы оплатите им упущенную выгоду?
― Контракт подразумевал оплату по факту выполненных работ, невыполненные мы не обсуждаем. Механизмы перехода могут быть разные. Постараемся сделать это с максимальной экономией бюджета, а также учитывая интересы людей, работающих в этих компаниях: водителей, обслуживающего персонала. Я не исключаю, что они перейдут работать к нам.
― Многие говорят, что эвакуаторщики работают по "палочной" системе. То есть чем больше машин они увезут, тем больше им заплатят.
― Это не так, они не могут эвакуировать больше или меньше машин по своему желанию, все решения о перемещении принимают либо сотрудники ГИБДД, либо Московская административная дорожная инспекция. Мы возмещаем подрядчикам стоимость услуги, но они не могут влиять на процесс перемещения. В целом в день мы эвакуируем порядка 1000 транспортных средств.
― Говорят, что частные эвакуаторы не застрахованы.
― Все эвакуаторы застрахованы, но мы быстрее решаем вопросы компенсаций автовладельцам. Сейчас даже по ОСАГО надо ждать выплаты, как минимум, две недели. Мы решаем эти вопросы за семь дней, у нас даже есть благодарственные письма от автовладельцев, которые с помощью наших специалистов оперативно получили страховые выплаты.
― А у каких компаний застрахованы эвакуаторы АМПП"?
― Это компании "Северная казна", "Военно-страховая компания", "Строительная страховая группа". Все они участвовали в официальных конкурсных процедурах и стали победителями. У коммерческих подрядчиков одна страховая компания – "Согласие".
Все страховые случаи мы возмещаем в полном объеме. Мы всегда на стороне автовладельца. Машина находится под охраной нашей страховки с того момента, как начинается процесс эвакуации и закреплено колесо автомобиля до момента выдачи его со специализированной стоянки. Максимальное страховое покрытие - 4,5 миллиона рублей.
Все наши эвакуаторы оборудованы видеорегистраторами. На каждом четыре камеры: одна направлена вперед, еще одна – в кабине, а две направлены назад, чтобы можно было видеть, как ведутся работы по подъему, снятию и перевозке машины. Поэтому, если говорить про спорные случаи, мы можем четко следить за каждым движением эвакуатора.
― Планируете ли выкладывать видео с регистраторов в интернет?
― Видео с эвакуации мы не хотим выкладывать, чтобы не нарушить права собственника транспортного средства.
― Вы анонсировали новый тип платных парковок - плоскостные, охраняемые, со шлагбаумами и камерами видеонаблюдения. 44 стоянки должны были построить еще в прошлом году. Почему произошла задержка?
― В 2014 году заключены госконтракты на обустройство этих 44 плоскостных парковок. Стоянки должны были сдать еще в январе 2015 года, но подрядчики не успели завершить работы до конца из-за погоды, а также из-за противодействия третьих лиц, которые препятствовали проведению строительно-монтажных работ. Мы уже им выставили штрафные санкции на общую сумму порядка 100 миллионов рублей.
Мы запустим парковки только после того, как работы выполнят в полном объеме, в четком соответствии с государственными контрактами.
― А что вы решили с ценами?
― У нас будет два типа плоскостных парковок: абонементные и почасовые. В данный момент планируется ввод 14 стоянок первого типа и 30 - второго. Цена абонементных определяется с учетом мнения жителей, инициативной группы, и тех тарифов, которые действовали в районе до момента реконструкции или строительства конкретной парковки.
Иногда жители говорят: "Это должно стоить 1000 рублей", другие говорят: "Мы готовы платить до пяти". И мы закрепляем протоколом общее решение с компромиссной суммой, например, 2 или 3 тысячи рублей в месяц. В итоге автомобилисты будут платить сумму, которую мы утвердили на рабочей группе при участии жителей и муниципальных депутатов, представителей управ и префектур.
В настоящий момент у нас на руках есть часть протоколов, согласно этим документам, тариф на плоскостные парковки не превышает 4 тысяч рублей в месяц.
Что касается почасовых плоскостных парковок, наподобие расположенных у ВДНХ, в максимально проходных местах, где большая загрузка, мы планируем устанавливать средний действующий в городе тариф – 100 рублей в час.
― Будет ли возможность оплачивать парковку картой "Тройка"?
― В настоящий момент завершено пробное тестирование оплаты за пользование плоскостной парковкой с помощью карты "Тройка", которое прошло успешно. Сейчас идет доработка программного обеспечения. Планируем, что в течение месяца мы реализуем такую возможность.
― А как будет расширяться зона платной парковки на московских улицах?
― На данный момент мы точечно расширяем ее в ответ на просьбы жителей и муниципальных депутатов. К примеру, недавно к нам обратились жители Таганского с района с просьбой внести в зону платного паркинга Ковров переулок и Краснохолмскую набережную. Также есть обращение от жителей Трудовой улицы с просьбой о ее включении в зону платной парковки.
―Рассматриваете ли вы введение прогрессивного тарифа где-нибудь, кроме "Москвы-Сити"?
― Мы анализируем уровень загруженности и количество нарушений на других участках в зоне платных парковок. Однако в данный момент никаких решений по вводу прогрессивного тарифа или других инструментов тарифного регулирования не принято. Для принятия таких решений требуется большой массив данных - необходимо проводить мониторинг по изменению времени паркования, анализ загруженности в разные сезоны года с учетом объектов притяжения. Так как, например, за пределы Садового кольца платные парковки вышли только во второй половине 2014 года, то пока у нас не может быть полных данных по среднегодовой загруженности на этих участках.
This browser does not support the video element.
― Автомобилисты жалуются на то, что им часто приходят ошибочные штрафы за неоплату парковки.
― Количество ошибочно выписанных штрафов не превышает 2% от общего числа. С 1 января 2013 года по 31 декабря 2014 года выписано 323 220 штрафов на сумму 808 050 млн рублей, с 12 января 2015 по 22 марта 2015 ― 108 199 на общую сумму 270 497 500 рублей.
― Будете ли вы увеличивать количество пеших инспекторов АМПП, которые следят за оплатой парковки?
― На сегодняшний день у нас работает 120 человек, они успешно справляются с поставленными задачами, поэтому необходимости расширять штат пеших инспекторов пока нет.
― В самом ГКУ будут какие-то изменения в связи с кризисом – сокращения или наоборот, расширение?
― Под задачи, доверенные городом, в прошлом году мы увеличили штат. Сейчас изучаем резервы, чтобы максимально оптимизировать рабочий процесс. Пока решение о сокращениях не принято.
― Сейчас вопросами платной парковки и эвакуации плотно занялись Общероссийский народный фронт (ОНФ) и депутаты Госдумы. По каким направлениям вы сотрудничаете с ними?
― Во-первых, мы хотим ввести в правила дорожного движения знак дополнительной информации - табличку "Парковка только для резидентов". Это упростит жизнь жителей зоны платной стоянки. Кроме того, мы прорабатываем возможность задержания и эвакуации машин за парковку с нечитаемыми, нестандартными номерами или вообще без них. В настоящий момент административная ответственность автовладельцев за подобные действия не предусмотрена, для решения вопроса необходимы изменения КоАП РФ. Однако по решению должностного лица такие автомобили могут быть задержаны в целях антитеррористической безопасности.
С ОНФ мы также рассматриваем возможность задержания и эвакуации автомобилей, которые неправомерно занимают специальные места для инвалидов. Здесь тоже нужны поправки в КоАП РФ и ПДД. Кроме того, необходимы изменения в законодательные акты, которые обяжут лиц, имеющих инвалидность, либо перевозящих инвалидов, устанавливать специальный опознавательный знак "Инвалид". Это необходимо для того, чтобы транспортные средства, не оснащенные таким знаком и занимающие место для инвалида, можно было опознать и эвакуировать.
― В Госдуме сейчас находится законопроект, в котором говорится, что эвакуировать машины нужно только в крайнем случае. Если же они никому не мешают, даже если стоят под запрещающими знаками, - можно ограничиться штрафом.
― Дорожные знаки 3.27 ("Остановка запрещена") и 3.28 ("Стоянка запрещена") устанавливаются на тех участках улично-дорожной сети, где несанкционированная парковка может затруднить движение транспортных средств, поэтому законодатель вполне логично и обоснованно предусмотрел возможность эвакуировать автомобиль, ухудшающий пропускную способность участка улично-дорожной сети.
Сегодня эвакуация осуществляется только в соответствии с ПДД, то есть тогда, когда парковка автомобиля действительно может помешать другим участникам дорожного движения и создать небезопасные условия для передвижения жителей города. Определить "на глаз", насколько неправильно припаркованный автомобиль мешает, невозможно, для этого и созданы ГОСТы при организации парковочных мест на улично-дорожной сети.