Форма поиска по сайту

Артем Ермолаев: "Мы хотим, чтобы Wi-Fi был на каждом миллиметре города"

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Москва с каждым годом все больше осваивает новые технологии. За безопасностью в городе следят 140 тысяч камер. В городе появляется бесплатный Wi-Fi, москвичи все больше товаров и услуг получают в сети. Количество интернет-магазинов в столице почти достигло 20 тысяч. Глава IT-департамента Артем Ермолаев в интервью m24.ru рассказал о дальнейшем развитии информационных технологий в городе. По его словам, в будущем москвичи смогут заходить в единую сеть Wi-Fi по всему городу, камеры начнут распознавать преступников по лицам, а у каждого москвича будет электронная подпись.

- В начале года ваш департамент представил прогноз развития IT-рынка, согласно которому отрасль в целом просядет на 7%, при этом интернет-бизнес продолжит расти. Сбывается ли этот прогноз?

- В целом сбывается. У нас было три сценария развития событий: базовый, оптимистический, пессимистический – в зависимости от курса валют, усиления или ослабления санкций и уровня инфляции. Первый предполагал действительно "просадку" порядка 7%. Сейчас мы находимся в диапазоне минус 7-10%. Рынок делится на три сегмента, каждый со своей спецификой. Это услуги связи, информационные технологии – разработка софта, интеграция - и интернет-бизнес. IT-компании ожидаемо "просели" больше всего – около 23%, операторы тоже в минусе, но меньше – на 3%, а интернет, наоборот, бодро растет. Примерно на 4% по итогам первого полугодия.

И это ожидаемо. В то время, когда растут различные налоговые ставки, начиная от налога на имущество, недвижимость и так далее, проще уйти в виртуальность, где ты несешь меньше расходов. При этом ты круглосуточно доступен клиенту и можешь более эффективно с ним взаимодействовать. Отсюда бум интернет-торговли, приложений и всего, что с этим связано.

- Планируете ли вы как-то поддержать профильный бизнес в это непростое время?

- Вместе с департаментом экономической политики и развития Москвы мы подготовили и внесли в Минфин предложения по переходу на патентную систему налогообложения для микропредприятий и индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере ИКТ. Патент позволит компаниям фиксировать свои расходы и стимулирует их зарабатывать больше. - Это могло бы иметь спрос в сфере интернет-торговли?

- Да, мы действительно включали интернет-торговлю в список предприятий, которые могли бы перейти на патентную систему. Сейчас на онлайн-магазины приходится более 75% всех компаний интернет-рынка, и бум этой индустрии происходит, в том числе благодаря им. Но пока на федеральном уровне принято решение ввести патенты только для разработчиков программного обеспечения и компаний, специализирующихся на ремонте компьютерной техники. Однако сейчас идет серьезная работа над программой развития интернета, мы активно в этом участвуем и рассчитываем все-таки добиться распространения патентов и на мелкие интернет-магазины - с выручкой до 60 млн в год и посещаемостью до 10 тысяч в месяц, не более.

С помощью патентов мы хотим дать возможность большинству компаний стать легальными. Ведь любой, даже самый маленький стартап, хочет быть "белым и пушистым", потому что его основная цель – рано или поздно либо выйти на IPO, либо получить крупного акционера. Но, как только они понимают, что нужно действовать по общим правилам и это низкорентабельно, компаниям становится неинтересно. Патентная система могла бы стать выходом из этой ситуации.

- А вы рассчитывали стоимость патентов?

- Мы исходили из того, что это будет достаточно выгодно для компаний. А собственно стоимость патентов, которые могут появиться в 2016 году, сейчас просчитываем с департаментом экономической политики.

- А сколько сейчас в Москве интернет-магазинов?

- Уже более 18,5 тысяч, причем более 95% из них - это как раз микропредприятия. - Один из крупнейших проектов департамента – городская система видеонаблюдения. Хотелось бы узнать о планах ее дальнейшего расширения. Развивается ли видеоналитика?

- Наращивание аналитических возможностей системы видеонаблюдения сейчас в приоритете, так как проблема с физическим покрытием города камерами в целом уже решена. Мы и сами работаем над этой темой, и смотрим на предложения партнеров. Если говорить про успешные эксперименты, мы считаем, что нашли интересные решения для распознавания лиц. Сейчас мы заканчиваем тестирование и пытаемся понять, во что обойдется масштабирование подобной системы на весь город.

Не проблема, когда есть 100-200 камер или хотя бы тысяча, но когда их 140 тысяч – это совершенно другой масштаб. Представьте, сколько лиц попадает в 140 тысяч камер. Нужно пересчитать большое количество комбинаций.

- То есть вы одну фотографию загрузили и все 140 тысяч камер должны проанализировать ее и найти совпадения?

- В чем основная сложность всей этой математики? В том, что фотография плоская, а в камере вы объемные, причем еще и в движении: и вы двигаетесь, и камера двигается. Система должна оцифровать фотографию, предусмотреть возможное искажение. В общем, это крайне нетривиальная задача.

- А когда вы планируете принять какое-нибудь решение?

- Мы думаем, что до конца года поймем, как будем использовать эти наработки.

- Система распознавания лиц в первую очередь нужна для помощи полиции?

- Не только. Мы хотим использовать ее и для различных социально важных проектов. Например, помогать отряду "Лиза Алерт" в поиске пропавших людей. - Сейчас тестируется портал video.mos.ru с доступом ко всем городским камерам. Когда он будет открыт для москвичей?

- Пока вопрос в привлечении инвестпартнеров. Нужны средства на создание больших серверных мощностей, чтобы показывать картинку жителям. Текущие мощности системы рассчитаны на внутреннее использование, мы не готовы работать с миллионами посетителей. А инвестиционные фонды у операторов связи (именно они в первую очередь заинтересованы в проекте) сильно сократились из-за экономической ситуации. Я думаю, что будущее проекта определится до конца года.

- Сколько денег на это нужно?

- Это большие суммы, до миллиарда – нужно серьезно расширить аппаратные мощности, оплачивать и поддерживать гигантский интернет-трафик. Поэтому инвесторы сейчас пытаются соотнести затраты с потенциальным доходом. Отбивать расходы они могут, собирая деньги с желающих воспользоваться сервисом.

- Люди переживают, что если доступ к камерам будет у всех, соседи начнут следить друг за другом. И вообще раскроется много личной информации.

- Мы живем в абсолютно открытом мире. Никто не мешает вам сейчас поставить камеру у квартиры или сфотографировать человека и выложить в Instagram.

Мне кажется, что жителей такая открытость волнует меньше всего. Они, наоборот, постоянно просят расширить зону наблюдения, включив, например, лесопарковые зоны. Правда, это слишком дорогое удовольствие, если учитывать небольшой поток проходящих там людей. - А вообще планируется увеличивать количество камер?

– В основном за счет интеграции с другими системами. Мы считаем, что достигли предела с точки зрения своих собственных нужд и действительно уже покрываем максимум города. Но мы готовы сотрудничать с коммерческими организациями.

Сейчас есть ряд проектов со "Сбербанком", "Банком Москвы", с некоторыми страховыми компаниями. Мы подключаем их камеры к своей системе в обмен на доступ к нашим. В результате, мы наращиваем объемы, не тратя дополнительных денег.

- То есть процесс уже идет?

- Да.

- А сколько коммерческих камер подключено?

- Здесь вопрос не в количестве. Их несколько десятков, может быть, сотня. Главное, что мы отладили технологию подключения нового оборудования. Это заняло какое-то время. Теперь можно двигаться дальше.

- А потенциально их сколько может быть?

- Я думаю, если грубо оценивать, не больше десятка тысяч уличных камер, которые нам могли бы быть интересны.

- А если еще и в помещениях?

- Мы уже подключаем камеры в торговых центрах. Еще в систему могут войти несколько десятков тысяч камер, установленных самостоятельно органами власти и городскими предприятиями – это метрополитен, "Гормост", парки, управы. - А трансляции выборов в 2016 году сохранятся?

- За выборы отвечает Мосгоризбирком. Техническая возможность есть. Есть ли финансирование – вопрос к Мосгоризбиркому. Но из года в год мы наблюдаем снижение интереса к трансляции во время выборов. Все было хорошо в новинку. А сейчас произошло привыкание. Поэтому, возможно, избирком и задумывается, нужно ли это.

- Как будет дальше развиваться Wi-Fi в Москве?

- Мы крайне заинтересованы в том, чтобы Wi-Fi был на каждом миллиметре города. Как и в случае с видеонаблюдением, мы рассматриваем варианты партнерства с крупными действующими сетями Wi-Fi для того, чтобы добиться некоего "роуминга". То есть возможности "бесшовно" переходить из одной точки Wi-Fi в другую. То есть сеть будет подключаться автоматически и не придется заново проходить идентификацию.

Мы все-таки думаем о стандарте городского Wi-Fi. Наша задача до конца года — рассмотреть технологии, которые позволили бы увеличить скорость и плотность пользователей на каждую точку W-Fi. А еще одна – решить вопрос о координации при развертывании Wi-Fi между разными операторами. Сегодня две-три точки Wi-Fi зачастую перекрывают один и тот же периметр, хотя можно было бы поставить по одной точке, но везде, договорившись об обмене трафиком, пользователями и клиентами.

- Но непонятно, кто за это будет платить.

- Бюджет точно не будет оплачивать весь трафик, здесь возможны смешанные варианты. Например, если вы готовы получать бесплатный интернет, рассказывая владельцу точки о себе, тогда инвестор будет заинтересован в проведении Wi-Fi. Он станет получать деньги за хорошо таргетированную рекламу. - Я знаю точно, где Wi-Fi будет особенно востребован – зона платной парковки. Там сейчас проблема с качеством связи у операторов "большой тройки" и появляются сбои в оплате.

- Да, это одна из причин, почему мы хотим видеть Wi-Fi хорошо развитым. Чтобы он был страхующей системой, когда сотовая связь плохо работает. И в пределах зоны платной парковки это особенно интересно.

- Вы не раз проводили проверки качества сотовой связи в городе. Может, это как раз делать через приложение "Парковки Москвы"?

- Это одно из направлений, которое мы прорабатываем. Хотим использовать не только "Парковки Москвы", но и любые другие городские приложения для автоматического мониторинга качества сотовой связи.

This browser does not support the video element.

- Вот-вот на рынок выйдут новые операторы сотовой связи — "Теле 2" и "Антарес". Всем хватит места в Москве?

- Было бы желание. Места хватит. Мы всем оказываем всестороннюю поддержку. Базовых станций становится все больше. Например, их в последнее время активно устанавливают на объектах освещения нового типа. Сейчас таких опор двойного назначения уже около тысячи по городу, еще столько же установят до конца года. На каждом столбе может разместиться несколько операторов, это особенно актуально в жилых кварталах, так как на домах оборудование сотовых операторов разместить очень трудно.

- Город сейчас активно занимается информатизацией, переходит к электронным документам. А можно ли как-то от бумаги вообще отказаться?

- Право на использование бумаги должно остаться. Но сейчас мы активно вкладываемся в технологии, позволяющие вести безбумажный документооборот во всех сферах. Например, в медицине. На ближайшие полгода наша цель — 2 миллиона электронных медкарт в городских поликлиниках.

- А вот "письма счастья" ГИБДД или платежки ЖКХ – можно ли будет в ближайшее время отказаться от их получения в почтовый ящик?

- Это скорее вопрос к федеральным властям, потому что нужно менять Административный кодекс. "Письма счастья" уже сейчас — атавизм. Вы быстрее узнаете о штрафе на сайте госуслуг или по SMS и его оплачиваете, чем получаете эту бумажку.

Мы в этом году будем убеждать федералов отказаться от бумаги в части постановлений о правонарушениях. Дело в том, что Москва – первый регион, который оснастил сотрудников ГИБДД планшетами. Они выписывают постановления о штрафах в электронном виде. Но вынуждены сейчас их распечатывать, чтобы нарушитель поставил подпись, хотя есть возможность прямо на планшете расписаться. И мы очень хотим ввести этот механизм. Но для этого надо изменить закон об электронной подписи. Здесь важно даже не то, что мы сэкономим сотни миллионов на бумаге, а то, что мы еще больше сократим время оформления. Мы и так его в три раза уменьшили за счет того, что перевели постановления в электронный вид, и можем еще сократить, если не будем печатать.

- А когда, вы думаете, можно будет отказаться от писем счастья?

- Мы уже ведем переговоры. Я думаю, максимум год, и эти документы уже будут в электронном виде.

- А вот по поводу планшетов "Мобильный инспектор" у гаишников, сообщалось, что можно будет с их помощью оплачивать штраф на месте.

- Мы недавно докладывали мэру о возможности доработать технологически "Мобильного инспектора" и настроить его на прием кредитных карт. Мэр поддержал, поэтому мы будем приложение дорабатывать, вносить изменения в действующие инструкции.

- А к 2016 году, когда введут скидку за быструю оплату штрафов, успеете?

- Скажем так, к 2016-у – не уверен, а в течение года – да.

- Мне очень нравится ваш портал "Автокод", где можно посмотреть историю машины. Как будете его развивать? - Мы очень надеемся, что МВД пойдет нам навстречу и начнет все-таки передавать информацию по истории автомобилей, зарегистрированных не только в Москве, но и по всей стране.

Мобильное приложение на основе "Автокода" тоже стоит в планах, но пока не на этот год. Мы не так давно ввели возможность через сайт обжаловать штрафы Московской административной дорожной инспекции (МАДИ). Что касается обжалования штрафов ГИБДД, это предмет переговоров, которые пока идут не так быстро, как хотелось бы.

- В каких еще сферах идет активный отказ от бумаги в пользу электронных сервисов?

- Действительно революционные изменения у нас произошли в части электронных учебников. Мы, проведя эксперимент в шести школах с 2,5 тысячами учеников, получили потрясающий эффект и приняли решение о расширении этого эксперимента. В новом учебном году электронные учебники будут не в шести, а уже в 30 школах.

- Это полностью электронные учебники?

- Нет, пока полный набор, несколько книг по ряду предметов, но это уже минус несколько килограммов веса в портфелях.

- Множество различных виртуальных услуг должна была объединить универсальная электронная карта (УЭК). Но в итоге проект завис по всей стране. Можно ли точно сказать, что она больше развиваться не будет?

- В Москве точно не будет развиваться. - То есть ее можно сдать, если кто-то уже получил?

- Зачем сдавать? Красивая карточка, пусть лежит. Мы сейчас по максимуму используем социальную карту москвича. Наша задача на будущее — выдать ее всем горожанам.

- А зачем - как электронный полис ОМС?

- Социальная карта москвича может быть носителем электронной цифровой подписи. Это позволит более широко ее применять. Раз мы переходим от бумажных документов к электронным, это тот самый вариант, с помощью которого можно бы было легко идентифицировать человека.