Фото: ТАСС/Павел Смертин
Московские власти весной 2015 года запустят приложение для жалоб на неправильную и даже неоплаченную парковку, а также нарушений ПДД. Об этом M24.ru рассказал источник в мэрии. Для того чтобы отправить жалобы на автомобилистов, нужно будет пройти полную регистрацию на московском
портале госуслуг. То есть прийти в МФЦ с паспортом и пенсионным свидетельством. Все пользователи приложения получат статус "помощник Москвы".
Приложение для платформ Android и iOS будет разработано до конца марта 2015 года, на его создание планируется потратить порядка 26 миллионов рублей. С помощью приложения москвичи смогут сфотографировать машину, припаркованную под запрещающими знаками или нарушающую другие правила дорожного движения. Если пользователь увидел нарушителя, ему необходимо навести объектив телефона на номер автомобиля и подождать, пока приложение его идентифицирует. Одновременно запоминается местоположение смартфона, а также время фиксации, которое не будет зависеть от времени, выставленного на телефоне. Далее "помощник Москвы" должен сделать не меньше трех фотографий машины с разных ракурсов, а также по возможности записать короткое видео. Снимки можно снабдить комментарием и отправить властям.
Желающие смогут даже "ловить" машины, чьи владельцы не оплатили парковку в центре Москвы. Для этого нужно с помощью камеры зафиксировать номер машины и отправить заявку. Система выдаст информацию: оплачена парковка или нет, а также есть ли у автомобилиста льготы. Если выяснится, что стоянка не оплачена, "помощник Москвы" может зафиксировать госномер и отправить жалобу. Таким образом, приложение будет находкой для активных "стопхамов", которые срывают бумажки с закрытых номеров.
Все обращения москвичей будут сводиться в журнал нарушений. Каждому из них присвоят свой статус: "идет проверка", "выставлен штраф", "штраф оспорен", "штраф выставлен ранее другими средствами фотовидеофиксации" или "инспектор не нашел оснований для выставления штрафа".
Разработчики приложения продумают защиту от фотошопа и фальсификации. Фото будут проверяться на наличие ретуши на фото, а также на совпадение данных о камере, с которой делалась съемка, с моделью зарегистрированного телефона. Специалисты также изучат время и координаты места фиксации нарушения и даже расстояние между координатами фото и местом отправки обращения. Отдельно будут обращать внимание на то, не слишком ли много жалоб отправляется с одного профиля.
Чтобы получить статус "помощник Москвы" и отправлять жалобы на автомобилистов, пользователи должны быть зарегистрированы на столичном
портале госуслуг. При этом нужно пройти полную регистрацию. После этого пользователь получает уникальный ключ доступа к приложению, а также личный кабинет в нем. Профиль содержит имя, фотографию, статус помощника и число зафиксированных нарушений. В нем запоминаются модель и марка смартфона, время и IP-адрес последнего выхода на связь и другие параметры телефона.
В системе будут зарегистрированы сотрудники столичного департамента транспорта, Центра организации дорожного движения, ГКУ "Администратор московского парковочного пространства" и Московской административной дорожной инспекции. Они будут обрабатывать все сообщения от москвичей, проверять их и в случае необходимости направлять на место инспекторов, парконы или эвакуаторы.
Председатель московского областного отделения Комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров отметил, что приложение будет популярным среди москвичей. "Могут найтись желающие таким образом "зачистить" свой двор и район от нарушителей. Могут даже найтись те, кто будет отслеживать каждую машину на предмет неоплаченной парковки. Но хочется верить, что их будет не много", – отметил Дозоров.
Он сказал, что наиболее важны жалобы простых москвичей в случаях, когда неправильно припаркованный автомобиль может создать опасную ситуацию. "Например, если он стоит на пешеходном переходе или тротуаре, дополнительный контроль будет кстати. А просто факт неоплаченной парковки не так уж критичен, для этого есть парконы", – считает эксперт.
Дозоров предположил, что новое приложение сможет выполнять функцию, близкую к диспетчерской. "Чтобы привлечь к ответственности собственника транспортного средства, нужно, чтобы его нарушение было снято средствами автоматической фиксации правонарушения. Это камеры, "парконы" и тому подобные устройства. Смартфон не является таким средством, это не сертифицированный прибор, позволяющий фиксировать нарушение правил. Но фото со смартфона может стать сигналом для того, чтобы на место отправился паркон или пеший инспектор МАДИ", – сказал эксперт.
Эксперт Общества синих ведерок Андрей Филин говорит, что такая программа нужна городу. "Действительно не хватает рук фиксировать нарушения. И то, что включена опция подсчета и рейтинга количества нарушений, может стать дополнительным стимулом для людей. Можно также добавить систему награды самых активных пользователей: баллы, подарки, может быть, новый планшет или фотоаппарат. Такая практика есть и за рубежом, и во многих системах, поддерживающих гражданскую активность", – сказал эксперт.
Филин отметил, что сфальсифицировать жалобу через приложение будет сложно, если будет привязка по времени и координатам, то есть нельзя будет загрузить фото, сделанное заранее. "Определить же фотошоп довольно просто. Для большей надежности можно добавить необходимость прикладывать фото, сделанные с интервалом полторы минуты, чтобы было точно видно, что машина стоит, а не медленно двигается. Например, если она подвозит оборудование в больницу и для этого подъезжает по тротуару", – говорит Филин. Также он отмечает, что важно обеспечить анонимность личных данных пользователей.
Светлана Кондратьева