Форма поиска по сайту

Максим Решетников: "Происходит перезапуск московской экономики"

Столичные власти составили бюджет на 2017 год. Городская казна в следующем году планирует получить доход 1,7 триллиона рублей, а расход составит 1,9 триллиона. При этом 30 миллиардов рублей Москва получит из федеральной казны, что составит два процента от городского бюджета. О том, как на экономику столицы влияют цены на нефть и курс рубля, сколько в городе трудоспособного населения, что будет с иностранными инвестициями, какой ожидается уровень инфляции и можно ли считать москвичей экономически грамотными – в интервью m24.ru рассказал министр правительства Москвы, руководитель департамента экономической политики и развития Максим Решетников.

Фото: m24.ru/Александр Авилов

– Максим Геннадьевич, что ждет экономику Москвы в ближайшие годы?

– Город построил мощную, диверсифицированную экономику (диверсификация – рассредоточение капитала между различными объектами вложений с целью снижения экономических рисков – m24.ru), которая будет развиваться. Темп этого роста не в последнюю очередь зависит от внешних условий в широком контексте – от состояния экономики в мире и в стране. Динамика развития зависит от нескольких макроэкономических факторов, которые влияют на экономику города. Из них наиболее значительные – цена на нефть и курс рубля.

– Какой прогноз по ценам на нефть?

– На 2016 год прогнозная оценка – среднегодовая цена 41 доллар за баррель, прогноз на последующие 2017–2019 годы – 40 долларов за баррель. Эти цифры положены в основу и федерального бюджета, и городского. Мы привыкли называть действующий уровень цен неблагоприятным.

Если брать большой исторический контекст, то это неплохой уровень. Сейчас цена на нефть более чем в два раза выше, чем в 1998 году и на 50 процентов выше, чем в 2001 году.

О прогнозируемой цене на нефть можно однозначно сказать: она не препятствует экономическому развитию столицы.

Фото: m24.ru/Александр Авилов

– А если говорить о втором факторе, курсе рубля?

– Рубль за последние два года адаптировался к уровню нефтяных цен и другим внешним факторам.

Это видно по платежному балансу, по прогнозам Центробанка и экспертов на динамику экспорта и импорта, динамику счета текущих операций и финансового счета. В условиях стабилизации оттока капитала в целом можно говорить про стабильный курс рубля на среднесрочный период. Все это неизбежно ведет к снижению инфляции.

– Какой уровень инфляции ожидаете?

– Московская инфляция, которая традиционно в силу структуры потребления несколько выше общероссийской, снизится до исторического минимума.

Среднегодовая инфляция в Москве по итогам 2016 года ожидается на уровне 7,9 процента. В следующем году 6 процентов. Мы предполагаем, что в 2019 году инфляция составит менее 5 процентов.

Если говорить о развитии, то для экономики крайне важным показателем является стоимость денег. В последнее время видно, что номинальные ставки снижаются, а реальная стоимость денег остается на высоком уровне. Формула расчета – процентная ставка по кредиту минус инфляция. Сейчас реальная стоимость денег – более 4 процентов. Это показывает, сколько предприятие, взяв средства на развитие в кредит, будет платить за них сверх инфляции.

Так вот, если в своей текущей деятельности предприятия успешно адаптировались к новым реалиям, то массово инвестировать при такой стоимости денег они пока не готовы. Поэтому основной задачей в сфере инвестиций на ближайшие три года является удержание достигнутого Москвой – очень высокого, кстати – уровня. С 2010 года объем городских инвестиций в сопоставимых ценах вырос более чем на 60 процентов.

– За счет чего это можно сделать?

– Мы рассчитываем, что реализация адресной инвестиционной программы вместе с теми условиями, которые в городе созданы для инвесторов, позволят в условиях дорогого кредита поддержать уровень инвестиций. Наш прогноз – рост показателя в сопоставимых ценах в диапазоне от 1 до 2 процентов в ближайшие три года.

Хочу обратить внимание на важность адресной инвестиционной программы для Москвы: каждый рубль бюджетных инвестиций приносит городу 3 рубля инвестиций частных.

– Желают ли работать с Москвой компании с иностранным капиталом? На отношения с ними не повлияли санкции?

– Есть такое выражение: "Бизнес умнее политики". Предприниматели сами оценивают риски. И те, кто в Москве уже работает, понимают, что политика определяет многое, но далеко не все. Как в глубоком водоеме: наверху рябь, а внизу жизнь. Разрабатываются проекты, инвестируются деньги, выплачиваются дивиденды.

Существенное снижение издержек ведения бизнеса в валютном выражении наряду с предпринятыми преобразованиями в городской среде вывело Москву в группу мировых городов с высокой конкурентоспособностью. Сочетание внешних условий, накопленных ресурсов и мер по развитию экономики создает в Москве очень привлекательные условия для ведения бизнеса. Недаром Москва привлекает более половины всех иностранных инвестиций в Россию. В городе продолжают инвестировать такие крупнейшие иностранные компании, как Renault, IKEA, Airbus и Boeing, Coca-Cola, Leroy Merlin, ABB, Auchan, Acronis и многие другие.

– Есть ли интересные проекты с участием иностранного капитала, которые обсуждаются на следующий год?

– Проекты очень разнообразны.

Интерес проявляется в самых разных сферах. Например, город сейчас ведет переговоры с одной крупной немецкой компанией, которая работает в сфере металлообработки. Есть желание инвестировать в московский колледж для того, чтобы по немецким стандартам учить высококвалифицированных рабочих.

Планируется закупить оборудование, привезти своих педагогов и выдавать учащимся два сертификата – русский и немецкий. Обучение будет вестись на нескольких языках.

– Зачем немецкому концерну привозить обучающие технологии в Москву?

– Это логичный способ продвижения своих станков на наш рынок. В городе много предприятий, которые работают с их оборудованием, поэтому компании выгодно, чтобы на российском рынке были высококвалифицированные рабочие, ориентированные на ее оборудование.

– Как город отслеживает экономическую ситуацию?

– Чтобы развивать городскую экономику необходимо практически в ежедневном режиме отслеживать происходящие в ней процессы. В последние годы департамент развивает собственную систему мониторинга – данные Росстата недостаточно полно отражают городскую экономику. Система мониторинга экономики, которую мы стали использовать, интегрирует данные из большого количества источников – это Пенсионный фонд, налоговая служба, данные по электроэнергии, по перевозкам, по регистрации сделок и так далее, что позволяет оперативно выявлять проблемы и находить ресурсы для развития. Этот мониторинг позволил по-другому взглянуть на экономику.

This browser does not support the video element.

Например, в докладах и прогнозах прошлых лет департамент обозначал проблему: в структуре столичной экономики доля отраслей, связанных с перераспределением добавленной стоимости, в полтора раза выше, чем в других регионах.

– Что это за сектора?

– Оптовая и розничная торговля, сфера услуг, банки. Это отрасли, которые ощутимо зависят от внешней ситуации. Мы зафиксировали это как фактор риска: если на рынке много предприятий, которые сильно зависят от внешних факторов, то экономика становится уязвимой. Однако экономика города оказалась устойчивее, чем мы раньше предполагали, и вот почему.

Новая система мониторинга показала, что в Москве объем быстро развивающихся и создающих прибавочную стоимость отраслей, таких как обрабатывающая промышленность, IT и наука, на 50 процентов больше, чем считает Росстат.

– Правильно ли я понимаю, что вы для анализа разделяете предприятия на те, которые реально что-то производят и тем самым создают добавленную стоимость, и на те, которые зарабатывают на разнице в цене уже произведенных товаров?

– Мы ведем анализ по очень многим критериям. При этом нельзя сказать, что мы считаем, что вторая группа хуже – просто, например, торговля сильно зависит от внешних факторов. Увеличивается платежеспособный спрос, потребление – торговые обороты тоже растут. Потребление падает – торговля идет следом. Заводы, производства и научные институты более самостоятельны и, соответственно, устойчивы к внешним условиям.

С прошлого года мы видим, как увеличивается еще один подобный сектор московской экономики, сфера гостеприимства – гостиницы, рестораны, транспортные компании и так далее. Наш мониторинг показал, что туризм также занимает все более существенное место в экономике города. В этой сфере уже занято более 200 тысяч человек. На рост этих секторов направлена наша экономическая политика последних лет – от адресных мер поддержки до реализации комплексных программ.

Фото: m24.ru/Александр Авилов

– Как город поддерживает производства?

– Это целая система поддержки предприятий, ориентированных на экспорт, импортозамещение. В реальном секторе речь идет о единой комплексной системе поддержки современных промышленных производств. С апреля 2016 года статус промышленного комплекса присвоен 12 московским предприятиям, 6 предприятий получили статус технопарка. В ближайшее время статус промкомплекса получат еще 6 московских организаций, на которых в общей сложности работают около четырех тысяч человек.

Статусы промышленного комплекса, индустриального парка, технопарка дают очень серьезные льготы – по налогу на имущество, налогу на прибыль, земельному налогу/арендной плате за землю, всего до 25 процентов. С помощью системы налоговых льгот мы в 2016 году уже поддержали предприятия, на которых 64 тысячи высокооплачиваемых рабочих мест.

– Сколько всего занято людей в промышленности Москвы?

– По нашим данным, 590 тысяч.

– Получается, более полмиллиона?

– Лучше не округлять – 590 тысяч.

Каждое рабочее место на современном производстве большая ценность. Если в городе удастся создать еще 90–100 тысяч новых рабочих мест за 5 лет, то это будет огромный успех.

– А что сегодня производят в Москве?

– В городе мощная авиакосмическая отрасль, автомобилестроительный сектор, производство автокомпонентов, фармацевтика, пищевые заводы и фабрики, микроэлектроника. Москва движется в сторону полноценного постиндустриального города со значительной долей реального сектора. По сходному сценарию развиваются и другие крупные европейские города.

– Как развивается малое предпринимательство?

– Москва за последние годы стала самым быстрорастущим регионом России по числу индивидуальных предпринимателей. Сейчас в городе зарегистрировано порядка 250 тысяч ИП. Мы этот показатель на 50 процентов нарастили относительно 2010 года – динамика очень хорошая.

This browser does not support the video element.

Рост идет во многом за счет совершенствования системы патентного налогообложения. Число регистрируемых патентов увеличивается на 80–90 процентов ежегодно. Патент – это сейчас самый простой, выгодный и легальный механизм в Москве по уплате налогов бизнесом.

– Сможет ли экономика города расти без того объема инвестиций, который был в прежние годы?

– В ближайшие годы мы видим потенциал роста экономики, который может существенно превышать рост инвестиций. За счет сделанных в последние годы вложений в городе накоплен серьезный объем активов. И далеко не все из них сегодня используются в полной мере – это касается и ресурсов инфраструктуры, и офисных площадей, и торговых площадей, и складских мощностей.

Доля вакансий в офисных центрах – около 20 процентов, в торговле – 25–30 процентов, на складах – 10 процентов. Уровень использования объектов ЖКХ – 50 процентов, то есть мы можем удвоить отпуск воды и тепла без инвестиций.

Если вовлечь эти активы в хозяйственный оборот, то экономика способна и без крупных вложений обеспечить дополнительный экономический рост. Наша тарифная политика, имущественное налогообложение, меры по поддержке промышленных предприятий и нацелены на это.

– Какие город хочет создать стимулы для бизнеса, чтобы активы использовались?

– Это можно сделать, в том числе, за счет управления налогом на имущество. Если установить оптимальный уровень налогообложения, то собственники будут заинтересованы в максимальном использовании своих объектов.

– Высокие налоги на активы могут дать и обратный эффект.

– Конечно, если налог слишком высокий, то в городе будет много пустых площадей. Но с нулевым налогообложением издержки предпринимателей тоже будут равны нулю, что приведет к росту цен: бизнес станет ждать своего покупателя, согласного платить много. Иначе говоря, городу необходима очень тонкая настройка налогообложения как стимул для бизнеса по максимуму использовать активы.

– Если сравнивать бюджет Москвы с другими регионами, что можно сказать?

– В этом году доходы столичного бюджета пока растут на 2–3 процента быстрее, чем в других регионах. Это рост восстановительный: за последние пять лет темп увеличения налоговых и неналоговых доходов Москвы отставал от остальных субъектов РФ. Это связано с изменениями федерального законодательства.

Доля нефтегазовых доходов столицы снизилась с 16 процентов налоговых доходов бюджета в 2011 году до 2 процентов по итогам 2015 года. В 2016 году она, похоже, останется на этом уровне.

– Что сейчас в бюджете Москвы компенсирует снижение налоговых поступлений от нефтегазовых доходов?

– Перезапуск московской экономики. Развитие малого и среднего предпринимательства. Поддержка промышленности. Соответственно увеличению прибыли в точках роста растут и зарплаты населения. Если говорить о перспективе, то мы ориентируемся на консервативный сценарий: в 2017–2018 годах рост доходов будет немного отставать от уровня инфляции. Но уже к 2018–2019 году ожидаем, что номинальный рост доходов населения начнет опережать уровень инфляции. Снижение инфляции – объективно позитивный момент.

– Про доходы бюджета ситуация стала яснее, а что с расходами?

– По расходам у нас ситуация стабильная, несмотря на то, что будет принят бюджет, где заложено традиционное превышение расходов над доходами.

Фото: m24.ru/Александр Авилов

– Почему такой высокий уровень расходов?

– По ряду социальных обязательств потребовались дополнительные средства. Она заложены – в первую очередь на лекарства, на льготы, субсидии и так далее. В следующем году пройдет традиционная индексация стоимости жилищно-коммунальных услуг. Значит, надо в бюджете закладывать дополнительные деньги на льготы и субсидии. Где-то идет рост числа потребителей, где-то удорожание продовольствия и так далее. Все эти вопросы в бюджете предусмотрены. Плюс обеспечен необходимый объем инвестиций, чтобы завершить строительство дорог, продолжить программу строительства новых станций метро, привести в порядок дворы, улицы, подъезды.

– За счет чего будет компенсирован дефицит?

– Источником балансирования бюджета будет, во-первых, работа с государственными закупками. На госконтрактах в год мы экономим до 170 миллиардов рублей. Правительство Москвы каждую закупку свыше 3 миллионов рублей рассматривает централизованно и выносит решение о ее необходимости. Закупки свыше 500 миллионов находятся под прямым контролем мэра.

Во-вторых, будем использовать финансовый резерв. Но в целом бюджет добротный и стабильный, сочетающий в себе две цели: социальную стабильность и поддержание социальных расходов.

– Расскажите, в какой степени бюджет Москвы зависит от федерального? Какая между ними взаимосвязь?

– Есть два уровня бюджетной системы. Первый уровень – федеральный бюджет, расходы в котором условно составляют 15,5 триллиона рублей, доходы – 12 триллионов. Второй уровень – московский бюджет, у которого примерно 1,7 триллиона рублей по доходам и 1,9 триллиона по расходам.

– Сколько Москва получает средств из федеральной казны?

– В следующем году Москва планирует получить из федерального бюджета по всем направлениям около 30 миллиардов рублей. Это всего 2 процента от бюджета Москвы. Остальное зарабатываем сами.

– То есть влияние федерального бюджета на экономику города минимально?

– Формально да, но мы связаны с федеральным бюджетом сотнями нитей. Москве дают много полномочий, позволяющих опробовать новые технологии и внедрять пилотные проекты. Это касается разных направлений – градостроительства, регулирования транспортной деятельности, налогообложения, миграционного законодательства.

– Можете ли вы дать совет москвичам, как управлять личными финансами?

– В этой сфере сложно дать универсальный совет, у каждого своя структура доходов и расходов.

С точки зрения экономической грамотности мы видим, что москвичи очень рациональные люди. Они все делают верно – за последние полтора года уменьшили траты, увеличили депозиты в банках, сократили кредиты.

На макроэкономическом уровне это заметные цифры.

– Депозитов стало больше даже несмотря на очень низкие ставки в банках?

– Даже несмотря на то, что по депозитам низкие ставки, что выросли расходы, что темп роста заработных плат в 2015 году, мягко говоря, был не совсем такой, как планировалось. Все равно накопления у населения увеличились. Это классическая посткризисная сберегательная стратегия, которая при росте доходов обычно переходит в плавный рост потребления, но уже, конечно, в другой структуре. – Какой в Москве уровень безработицы? Нет ли переизбытка трудовых ресурсов?

– По официальным данным, уровень безработицы 0,5–0,6 процента. Это очень низкий показатель. Для мониторинга ситуации мы также используем данные крупных рекрутинговых сайтов. Например, по данным одного из крупнейших рекрутинговых порталов, сейчас отношение числа резюме к числу вакансий сокращается. То есть снижается напряженность на рынке труда, в том числе квалифицированного.

В ближайшие десять лет рынок труда будет рынком работника – мы подходим к демографической яме. Трудоспособное население к 2025 году сократится на 900 тысяч человек. Это значит, что нам нужна разумная и управляемая миграция.

Есть сферы, где москвичи не хотят работать по причине низких заработных плат. А если поднимать зарплаты до уровня, который устроит москвичей, то это серьезный рост цен на товары и услуги. Поэтому городу мигранты необходимы, это один из двигателей московской экономики. Важно, чтобы иностранные рабочие не оказались в лучшей ситуации, чем москвичи. Для этого мы занимаемся регулированием в этой сфере, в том числе законодательными и экономическими инструментами.

– Мы охватили широкий спектр вопросов. Из ваших слов следует, что прогноз на ближайшие годы достаточно оптимистичный. Как Москве, огромному городу, удается удерживаться на плаву?

– Город уже не зависит от нефтегазовой ренты, он научился жить на свои, знает как зарабатывать, но умеет и разумно тратить каждый рубль. Москва не просто "удерживается на плаву" – Москва развивается в новых условиях.

Беседовали Анастасия Мальцева и Светлана Казанцева