Форма поиска по сайту

Окно в Европу: как развивалась площадь Тверская Застава

Трамвайное движение вернется на площадь Тверская Застава осенью 2017 года. Об этом сообщил заммэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов в интервью телеканалу "Москва 24".

Трамваи № 7 и 9 смогут подходить прямо к Белорусскому вокзалу. По словам Ликсутова, это случится к концу сентября – началу октября.

О том, какой станет площадь после реконструкции, какой она была, а какой могла бы стать, – читайте в материале m24.ru.

Фото: m24.ru/Юлия Иванко

Что изменится после реконструкции

Благоустройство площади Тверская Застава намечено на 2017 год. ​Туда, в числе прочего, вернут памятник Максиму Горькому, который стоял на площади с 1951 по 2005 год, а сейчас хранится в парке искусств "Музеон".

Памятник был установлен на площади Белорусского вокзала в 1951 году В декабре 2005 году его демонтировали, чтобы расчистить место для строительства транспортной развязки на площади, и перенесли в Музеон, где хранился все это время.

На площади будет заменено 31,9 тысячи квадратных метров асфальтового покрытия, установлено 23,3 тысячи квадратов гранитного тротуара и 21 тысяча погонных метров гранитного бортового камня, 29 дождеприемных колодцев и 650 погонных метров водоотводных лотков.

Фото: facebook.com/av.evsin

Также должно быть установлено 68 светофоров, 240 дорожных знаков, четыре остановочных павильона и 1,4 тысячи квадратных метров парковочных карманов.

На площади появится 16,9 тысячи квадратных метров газона, 210 квадратных метров цветников, будет высажено 250 деревьев и 2,1 тысячи кустарников, установлено 70 скамеек.

Кроме этого, на площадь Тверская Застава вернется трамвайное движение. Трамваи № 7 и 9 смогут подходить прямо к Белорусскому вокзалу. Проект реализуют уже в этом году. По словам Ликсутова, это случится к концу сентября – началу октября.

Что уже изменилось на площади

Летом 2016 года на Тверском путепроводе перед площадью Тверская Застава появилась дополнительная полоса в сторону центра. Это стало возможным благодаря сужению полос с четырех-пяти метров до 3–3,25 метра. Такая мера помогла убрать "бутылочное горлышко" на данном участке.

На Ленинградском проспекте из области было восемь полос: четыре на основной части и четыре на дублере. У моста их количество сокращалось в два раза. Это приводило к пробкам. Теперь на Тверском путепроводе, длина которого составляет 35 метров, стало по пять полос в обе стороны.

Также на Тверском путепроводе в сторону центра теперь организован въезд на три полосы слева, с основного хода Ленинградского проспекта, и на две полосы справа – с дублера. Выезд с дублера надежно прикрыт островками безопасности, которые будут успокаивать движение, мотивируя водителей снизить скорость.

Кроме того, с площади исчезла хаотичная парковка и торговые точки у метро "Белорусская", которые создавали помехи для движения горожан.

Как развивалась площадь

История площади Тверская Застава (прежние названия – площадь Новых Триумфальных Ворот, площадь Белорусского Вокзала) начинается в 1742 году, со строительством Камер-Коллежского вала, который обозначил официальную границу города того времени.

В 1827 году на площади появились Триумфальные ворота по проекту архитектора Осипа Бове и это место стало считаться главным парадным въездом в город.

Фото: immortal-ru.livejournal.com

В 1870 году был построен первый Брестский вокзал (Белорусский вокзал). Через два года "Тверская Застава" стала конечной остановкой на новом маршруте конного трамвая от Иверской часовни (площадь Революции). А в конце 90-х запущено движение электрического трамвая.

В 1904 году архитектор Иван Струков построил вокзал заново и начал строительство моста-путепровода.

В 1914 году на территории квартала, примыкающего к площади со стороны Бутырского Вала, начинается строительство старообрядческого храма, который сохранился до сих пор.

В 1935 году был принят Генплан по реконструкции Москвы, и спустя год разработан проект реконструкции самой площади. Были разобраны Триумфальные ворота, которые планировали установить обратно после завершения работ. Но на площадь они так и не вернулись. Только в 1968 году арка была воссоздана у Поклонной горы.

Фото: ТАСС/Виктор Будан

Тверской путепровод реконструировали после окончания Великой Отечественной войны, под ним устроили сквозной проезд. В 1950-х на месте разобранного квартала разбили сквер, в его центре установили памятник писателю Максиму Горькому.

В начале 90-х площадь застроили множеством торговых ларьков. В 2002 году с усугублением дорожной ситуации власти Москвы решили провести конкурс на проект реконструкции площади.

Фото: ТАСС/Борис Квашкин

Нереализованные проекты

Самый ранний нереализованный проект на площади Тверская Застава относится к 1935 году. Известный архитектор Дмитрий Чечулин предложил проект дома "Аэрофлота" в самом конце улицы Горького (1-й Тверской-Ямской). Предполагалось, что гигант разместится напротив Белорусского вокзала.

Чечулин планировал построить белоснежное здание в стиле ар-деко со статуями летчиков на полуарках внизу и огромной крылатой фигурой на крыше. Проект реализован не был, но его разработки были применены в дальнейшем при проектировании Дома Советов (Дом правительства РФ).

Фото: www.rusrep.ru

Работы по реконструкции площади Тверская Застава начались в 2008 году. За это время власти города, архитекторы и подрядчики не раз предлагали различные проекты по изменению и улучшению площади.

Первый из них предполагал сооружение развязки, а также многоярусной автостоянки с торговым комплексом, наземным и торговым павильоном, жилых зданий и пятизвездочного отеля.

В марте 2011 года власти отказались от идеи строительства коммерческой недвижимости. После этого проект реконструкции заморозили на два года.

В 2013 году департамент строительства Москвы объявил конкурс по выбору подрядчика для реконструкции площади Тверская Застава у Белорусского вокзала.

Подрядчик должен был осуществить строительство транспортной развязки в двух уровнях с организацией бессветофорного движения по направлению улицы 1-й Тверской-Ямской и Ленинградского проспекта.

Фото: mosinzhproekt.ru

Должны были появиться четыре эстакады – две для въезда с улицы Бутырский Вал и с улицы 1-я Брестская на обходной путепровод и еще две – для съезда на улицу 2-я Брестская и в подземную автостоянку.

Позднее департамент транспорта совместно с Центром организации дорожного движения (ЦОДД) провел анализ, который показал, что строительство эстакады не даст серьезного улучшения транспортной ситуации, при этом работы парализуют движение на дорогах не менее чем на год.

Проект архитектурной мастерской Асадова. Фото: mka.mos.ru

Также планировалось построить деловой центр рядом с метро "Белорусская Кольцевая" со стороны вокзала. В октябре 2013 года было принято решение о строительстве общественно-делового центра у Белорусского вокзала, который хотели построить по проекту архитектурной мастерской Асадова.

Более чем за 300 лет существования площади ее могли несколько раз полностью перестроить. В итоге из всех масштабных планов на площади изменилась схема движения транспорта, она стала более упорядоченной и удобной для такси, автомобилей и пешеходов. Кроме того, было решено вернуть площади ее первоначальный облик с трамваями и памятником.