Фото: m24.ru/Михаил Сипко
В проекты новых районов Москвы планируется закладывать обязательный минимум магазинов и объектов сервиса. Об этом говорится в документах Москомархитектуры. Изменения должны внести в столичные нормативы градостроительного проектирования. Согласно новому постановлению, при проектировании жилых районов необходимо будет определять места для магазинов, парикмахерских и других объектов сервиса, которые понадобятся населению.
"Вводятся нормативы объектов торговли и обслуживания, необходимых для обеспечения объектов жилого назначения. Эти нормативы устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности населения и максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов", – говорится в документах МКА.
Согласно федеральному законодательству, Москва вправе самостоятельно устанавливать нормы, согласно которым будет вестись проектная работа в городе. Сегодня в "Положении о нормативах градостроительного проектирования города Москвы" учитывается доступность для граждан:
образовательных учреждений
учреждений здравоохранения и социальной сферы
транспортной инфраструктуры и остановок общественного транспорта
спортивных объектов
электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения
утилизации и переработки промышленных и бытовых отходов
сооружений гражданской защиты населения
Член Союза архитекторов России Михаил Силантьев считает, что нормативы обеспеченности объектами торговли и сервиса должны зависеть от плотности населения в конкретном районе.
"Например, один магазин на тысячу человек – достаточно ли это? Где-нибудь на Рублевском шоссе это не актуально: та тысяча человек просто не захочет ходить в один магазин, да и далеко. А в каком-нибудь спальном районе он даже при полной загрузке не сможет покрыть всех потребностей населения. К тому же, в микрорайоне нужен хотя бы один круглосуточный магазин", – пояснил эксперт.
При этом нормативы должны устанавливать допустимый минимум объектов торговли и сервиса, но не должны ограничивать верхнюю планку. Необходимое количество магазинов и салонов будет регулироваться само, по законам рынка, уверен Силантьев.
Экс-глава НИиПИ Генплана Москвы, главный архитектор Калуги Сергей Ткаченко отмечает, что помимо количества населения, важно учитывать потребности и процентное соотношение различных групп.
"Нужно провести масштабное исследование и выяснить, где проживает больше мужчин или женщин, где много молодых семей с детьми, каков достаток граждан в том или ином районе и многие другие социологические параметры. Например, мужчины, в среднем, реже пользуются услугами парикмахерских. Соответственно, салонов красоты нужно меньше в тех районах, где преобладают мужчины. При этом в целом, сейчас парикмахерские более востребованы, а вот ателье по пошиву одежды, мастерские по ремонту обуви и общественные бани нужны все меньше. Так как люди покупают готовые вещи в магазинах, а не шьют на заказ", – подчеркнул он.
До конца года развитие архитектурного облика Москвы
смоделируют в 3D. Всего будут подготовлены порядка тридцати пакетов презентаций. Каждая будет содержать фото существующего положения архитектурных объектов, эскизы вариантов перспективного развития, обоснование предлагаемых градостроительных решений и 3D-визуализацию. Помимо этого, к февралю 2017 года в столице планируется разработать альбом типовых
колористических решений фасадов зданий, строений и сооружений. При создании альбома специалисты будут учитывать отечественный и зарубежный опыт в архитектурной колористике за последние годы. Предположительно, цветовая гамма будет отличаться в центре города и в кварталах массовой застройки. Для зданий, которые являются визуальными доминантами района, будет разработано отдельное решение.
Виталий Воловатов, Евгения Кислая