Форма поиска по сайту

Кварталы по реновации могут решить проблему полицентричности Москвы – эксперты

В конце мая Москомархитектура открыла прием заявок на участие в конкурсе по разработке концепции пилотных кварталов в рамках столичной программы реновации жилфонда. Любой желающий может продумать, как лучше всего разделить или связать дворы, улицы, площади, места для отдыха на пилотных территориях. Первые конкурсы пройдут в течение двух-трех месяцев. Заявку можно подать на сайте Архсовета Москвы. Эксперты рассказали m24.ru о том, чей опыт будут учитывать архитекторы, и какие городские проблемы смогут решить будущие кварталы.

Фото: портал мэра и правительства Москвы

Партнер архитектурного бюро Buromoscow Юлия Бурдова заметила, что процессу проектирования предшествует этап исследования решаемой проблемы. "В том числе это исследование городов, где уже происходил процесс обновления сложившейся ткани города, реновации жилья. Например, Париж, районы Токио, Шэньчжэня, Амстердама. Процесс уплотнения больших городов глобален, он проходит сейчас во многих столицах", – отметила она.

Участникам конкурса предложили при работе со "средневзвешенным районом под реновацию" зонировать территории кварталов. Пилотные участки разделены на территории жилых домов, школ и детских садов, рекреационные зоны, внутриквартальные проезды и "третью функцию" – объекты социально-бытового обслуживания. На жилье выделят около 42 процентов территории, на улично-дорожную сеть – 11 процентов, на социальную функцию – 12 процентов. "Зонирование – это традиционный принцип советского микрорайонного градостроительства. Современный подход к проектированию должен быть более гибким и учитывать уже существующую инфраструктуру района и округа", – заметила Бурдова.

По мнению специалиста, количество озеленения и наполненность инфраструктурой в квартале можно корректировать в зависимости от того, что уже располагается в районе.

"Один из важных аспектов жизни в будущих кварталах – система внутренних проездов и подъездов к домам, рассчитанная на совершенно иное количество личных автомобилей. Структурирование этой системы позволит решить проблему внутрирайонного трафика, а увеличение плотности дорог поможет разместить большее количество парковочных мест", – считает Бурдова.

This browser does not support the video element.

Обновление среды – долгий процесс, требующий серьезных градостроительных, экономических, транспортных и социологических исследований, уточнила собеседница m24.ru. Архитекторы оценят последствия этого преобразования не только для каждого района в отдельности, но и для Москвы в целом. А новые точки притяжения, созданные в рамках программы реновации, помогут решить проблему полицентричности столицы. "Москва всегда стремится в центр, нужно создавать другие места проведения досуга в округах, чтобы жители чаще отдыхали в своем районе", – считает Бурдова. Академик Московского отделения международной академии архитектуры и член Архсовета столицы Сергей Чобан добавил, что полицентричность благоприятно скажется как на транспортной ситуации в городе, так и на качестве жизни москвичей.

"Кварталы не должны превращаться только в спальные районы. Напротив, там должны быть центры притяжения рабочей силы, общественные пространства, центры культуры. И это правильная тенденция, поскольку центричность города неизбежно приводит к развитию циклического транспорта, который создает заторы. Но если хотя бы часть интересов жителей будет рассредоточена, то эта проблема будет меньше", – сказал эксперт.

При этом он подчеркнул особенную важность правильного разделения пространств внутри проектируемых кварталов.

"Жилые районы не должны быть проницаемыми. Пространства должны делиться на более частные и более общественные. В противном случае, внутри квартала будут формироваться неблагоприятные ветровые потоки, а проще говоря – они будут продуваться насквозь. Что приведет к формированию не очень комфортного климата. Я вообще никогда не считал, что микрорайонный принцип планировки является гуманным по отношению к людям. В этом плане кварталы гораздо лучше", – пояснил Чобан.

This browser does not support the video element.

Собеседник m24.ru также рассказал, что при проектировании кварталов под реновацию могут быть применены передовые тенденции в области градостроительства. Такие, как пешеходные дворы, общественные пространства вблизи первых этажей домов.

По словам заместителя мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, предстоящая реновация жилья в столице – настоящий градостроительный вызов. Поскольку программа коснется 500 кварталов, потребуется мобилизация не только московских и российских архитекторов, но также специалистов мирового уровня. Президент Союза московских архитекторов и главный архитектор Метрогипротранса Николай Шумаков считает, что столице может быть полезен градостроительный опыт северных стран.

"Мне кажется, что вся архитектурная общественность должна откликнуться на призыв превратить Москву в образцовый город. Опыт реализации таких проектов есть во многих странах. Из наиболее удачных примеров: Голландия, Австрия, Германия. Там работали, в том числе, и с пятиэтажками, у них много удачных проектов по реновации", – отметил он.

По мнению эксперта, для выбора лучших проектов необходим широкий открытый конкурс."Площадка Архсовета – достаточно живой организм, который позволяет проводить на своей площадке не только, собственно, советы архитекторов, но и широкие общественные обсуждения, конкурсы. Эта функция отработана достаточно хорошо, поэтому не исключается, что именно площадка Архсовета станет базовой для отбора этих проектов", – подчеркнул Шумаков.

Собеседник m24.ru не уточнил, кто именно будет сидеть в жюри конкурса. Однако заметил, что, в любом случае, оценивать проекты конкурсантов будут представители всех слоев архитектурного цеха.