Эта неделя - неделя крайностей: очень умное кино про Стивена Хокинга, очень глупый, но веселый фильм про шлюху-убийцу, очень вялая и бессмысленная лента про убийцу-графиню Эржебет Батори и стильная лента про Уилла Смита. Кинообозреватель M24.ru Семен Кваша выбрал фильмы этой недели, которые не должны пройти мимо вас. Вселенная Стивена Хокинга
Молодой ученый-астрофизик пишет докторскую диссертацию в Кембридже и хочет найти формулу всего, одно изящное короткое уравнение, которое объяснило бы и черные дыры, и возникновение вселенной, и ее конечность или бесконечность, и время, и сознание. Такой философский камень, выраженный математически (да, ученые правда занимаются такими штуками). Хокинг знакомится с красивой девушкой. Он не танцует, он мил и неуклюж – но ведь не зря он занялся физикой, а не футболом. А потом эта неуклюжесть оборачивается страшной болезнью, боковым амиотрофическим склерозом. ему прочат два года мучений и смерть. Девушка все же выходит за него замуж, несмотря на мышечный паралич, рожает ему троих детей, потом они постепенно расходятся и разводятся. Все это время он работает, занимается черными дырами, пишет научно-популярные книжки – при том, что действовал у него только указательный палец. Два года обернулись сорока годами, Хокинг жив до сих пор, общается с миром, дергая щекой. Фантастическая история.
И вот фильм, который в русском прокате называется "Вселенная Стивена Хокинга", а в оригинале – "Теория всего", надо смотреть обязательно. И дело даже не в том, что Эдди Редмэйн получил "Оскара" за исполнение главной роли в нем, за скрюченного человечка, который всегда улыбается и никогда не теряет ни ясности ума, ни присутствия духа, ни здоровой похоти. И даже не в Фелисити Джонс, которую обошли с премией в этом году, а она сыграла гораздо более серьезную роль женщины, которая принесла себя в жертву любви – и так двадцать лет. Просто раз в год в прокат выходят фильмы, прославляющие рацио, ум, показывающие на экране торжество разума. Дико трудно, показать в кино работу ума, и, когда это получается, надо бить в колокола, молиться, поститься и нести последние пятьсот рублей в кино.
Кадр из фильма "Вселенная Стивена Хокинга"
Кровавая леди Батори
А вот куда не надо нести последние пятьсот рублей, так это на "Кровавую леди Батори" (почему леди, кстати? Откуда там леди?) Кино продюсерской компании Enjoy Movies – в определенных кругах это диагноз, но тут была надежда: в главной роли – прекрасная и холодная Светлана Ходченкова, много симпатичных румын во второстепенных ролях, ну и сама история тоже фантастическая: графиня, бывшая фактическим лидером самого влиятельного восточноевропейского рода (Стефан Баторий, например, был польским королем) по легенде купалась в крови девственниц, чтобы сохранить свою красоту. Королевские чиновники ее осудили на вечное заточение в собственном замке и замуровали в покоях. 650 якобы жертв графини так и не нашли. По одной версии, это была сложная интрига и оговор, потому что графиня была неформальным лидером венгерских дворян-кальвинистов, и католический король на всякий случай уничтожил опасного соперника. Все это, впрочем, неважно. Мы видим на экране недорогие костюмы, интерьеры настоящего замка, маловыразительных детей. Мы не видим ни драк, ни сражений, ни интриг, ни любви, ни, собственно, страшных убийств. Мы видим насквозь дырявый сценарий, который не становится ни триллером, ни фильмом ужасов, ни костюмированным боевиком, ни фильмом плаща и шпаги. Собственно, это такое "ничего" на два часа. Единственное, на чем отдыхает глаз – это Светлана Ходченкова в роли немного безумной аристократки-убийцы. Радушная, ласковая, безжалостная – видно, что она по-настоящему любит детей. Ну и как, спрашивается, с такой фактурной актрисой, безумно красивой, с такой чудесной дикой историей, с настоящим трансильванским замком можно было снять такое унылое, гм, кино?
Кадр из фильма "Кровавая леди Батори"
Фокус
Умные люди пойдут на "Фокус", кино про жуликов с Уиллом Смитом в главной роли. "Друзья Оушена" закончились, поэтому теперь в красивых пиджаках и с умопомрачительными блондинками будет щеголять Смит, в кои-то веки снимающийся без своего сына.
Кадр из фильма "Фокус". Фото: facebook.com/FocusMovie
Эверли
А настоящие жизнерадостные москвичи пойдут на "Эверли". Камерная картина, снятая в интерьере одной квартиры, по ходу фильма превращающейся в развалины. Эверли (Сельма Хайек) – шлюха, рабыня босса якудзы, чем-то прогневала своего хозяина, и он посылает своих прихвостней ее убить. А она убивает их, включая других шлюх якузды, из всего, что стреляет или втыкается. Весь фильм. Это абсолютно истерически смешное, отвратительно кровавое, предельно серьезное кино, как если бы Тарантино выжил из ума и выкинул всю свою киноманию и философию. А, нет, тогда получится Родригес. Ну, наверное, если Родригесу сделать лоботомию, то как раз получится режиссер Джо Линч. Люто, бешено рекомендуем.
Семен Кваша