Какие ленты снимались на московских вокзалах? В каком фильме Рижскому вокзалу пришлось "переместиться" в Германию? Где раньше находилась "криминальная окраина" столицы? Об этом и многом другом в нашей постоянной рубрике "Москва киношная" расскажет обозреватель Алексей Байков.Вокзалы Москвы. Фото: ИТАР-ТАСС
Приближается конец нашей затянувшейся прогулки по киношной Москве. Практически все знаковые места исчерпаны досуха – Поварская, Чистые пруды, Тверская. Юго-запад, Хамовники. Но осталось еще множество мест, о которых стоило бы рассказать. Правда, все эти точки так разбросаны по Москве, что уложить их в единый "квадрат" на карте будет решительно невозможно, поэтому под конец пройдемся по микрорайонам, а то и вовсе по отдельным точкам на карте без всякой системы. Заодно вспомним о спортивных сооружениях и объектах транспортной инфраструктуры – у них ведь тоже была своя киноистория.
ДорогомиловоЕще одна старинная московская окраина, ставшая теперь "почти центром". Бывшее место дислокации ямщиков, безраздельно господствовавших в системе логистики огромного Российского государства вплоть до начала железнодорожной эры. Поскольку особенности профессии "ямских охотников" подразумевали в немалой степени готовность к риску и умение в одиночку выпутываться практически из любой ситуации - контингент в бывшей Ямской слободе подобрался соответствующий. Недаром в песнях, стихах и поговорках к ямщикам чаще всего лепится эпитет "лихой". А "лихими людьми" на Руси, как известно, издревле называли преступников. Так что вскоре после ликвидации системы ямских почт, Большая Дорогомиловская улица и ее окрестности быстро стали превращаться в криминальную окраину, не хуже любой Хитровки или Арженовки.
Разумеется, не случайно именно там прописалась шайка Жбана, вознамерившаяся избавить заезжего американца от содержимого его бумажника (
"Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков"). Впрочем, экранным бандитам следует отдать должное – вместо банального гоп-стопа они организовали для мистера Веста целую экскурсию по дорогомиловским трущобам с наглядной демонстрацией "ужасов большевизма", а затем разыграли театральное представление с серпами и молотами в стиле Мейерхольда. Мы же можем посмотреть, как выглядел район вокруг Киевского вокзала до начала советских реконструкций. Большая часть застройки была деревянной, и горело все это, сами понимаете, регулярно. Если приглядеться, то можно заметить попавшую на секунду в кадр любопытную бытовую деталь – номер для вызова пожарной команды, написанный прямо на стене дома. Заодно можно узнать, что Дорогомилово в те времена относилось к ведению Хамовнической пожарной части, которая располагалась в Хамовнических же казармах, где сейчас обретаются Гуманитарная Академия Вооруженных сил РФ и Центральный военный оркестр. Ехать было далеко, еще нужно учесть, что вряд ли в большинстве показанных в фильме деревянных домиков имелся телефон, поэтому пожарные редко успевали что-то потушить в старом Дорогомилово.
Развилка Большой Дорогомиловской улицы и Кутузовского проспекта, где сооружается обелиск городу - герою Москве, 1979 г. Фото: ИТАР-ТАСС
Впрочем, режиссер Кулешов поселил Жбана в Дорогомилово не только из-за криминального "бэкграунда" этого района, но и удобства ради. Дело в том, что 3-я фабрика Госкино, на которой и снимали "Приключения мистера Веста…", тоже находилась в этих местах, прямо напротив вокзала. Ворота съемочного павильона в фильме сыграли роль "Тюрьмы", из которой на прицепленных к грузовику санках вывозят портфель американца.
А сама 3-я Кинофабрика и ее исчезновение – это очередная печальная московская история. Изначально на этом месте находилось владение династии ямщиков Хухриковых (между прочим, с каменным (!) главным домом). Когда ямской извоз кончился и Хухриковы оскудели, половину участка они продали купцу с говорящей фамилией Дельцов, а в 1895 году всю усадьбу целиком купил инженер Министерства путей сообщения Касаткин - ему из-за частых разъездов по служебным надобностям требовался дом рядом с вокзалом. Все построенное Хухряковыми и Дельцовыми инженер снес и выстроил себе трехэтажный особняк, нижний этаж которого сдавался под торговые лавки. В 1914 году усадьбу Касаткина выкупил кинопродюсер Ермольев. Особняк был перестроен в съемочный павильон по проекту инженера Попова. С 1915 по 1918 год там было снято более 120 фильмов, в том числе такие шедевры дореволюционного немого кино, как "Петербургские трущобы", "Отец Сергий", "Пиковая дама"… А в 2000 году на этом месте был построен ТЦ "Европейский". И хоть энтузиасты предлагали множество проектов сохранения павильона, здание 3-й Кинофабрики все равно снесли.
Шагнем на несколько лет вперед и вспомним про один из самых известных ранних советских звуковых фильмов -
"Путевка в жизнь" (1931). Между прочим, прокат его состоялся в 107 странах, а главного антигероя - главаря шайки беспризорников - сыграл Михаил Жаров, которого в основном помнят за его последнюю роль милиционера Анискина.
Разумеется, Жиган с товарищами скрываются и орудуют все там же – в Дорогомилово. И снова в кадре мелькает множество интересных объектов, не дошедших до наших дней. Например, разворотный трамвайный круг, располагавшийся прямо в центре вокзальной площади. Внутри него был разбит небольшой сквер, рядом с оградой которого стоят то Жиган, то его красивая сообщница с украденным чемоданом. Но на этом данный кадр еще не исчерпан. За спиной Жигана виден обелиск. Поставлен он был вовсе не при советской власти – это часть ограды Церкви Тихвинской иконы Божьей матери, что на Бережках в Дорогомилово, стоявшей примерно в том месте, где сейчас находится фонтан "Похищение Европы". Храм этот был закрыт в 1930-х, а в начале 1960-х его снесли. В кадрах с подругой Жигана на заднем плане виден еще один исчезнувший храм – Богоявленский собор в Дорогомилове, построенный в конце XIX-начале XX века "по образу" Храма Христа Спасителя. Между прочим, это был то ли второй, то ли третий по вместимости собор в Москве (10 тысяч человек), и именно туда была перенесена патриаршая кафедра в 1922 году после того, как ХХС был захвачен обновленцами. Стоял этот собор примерно там, где сейчас находится перекресток Большой Дорогомиловской и 2-го Брянского переулка, а снесли его в 1938 году.
Завершение истории старого Доргомилова с высоты строящейся гостиницы "Украина" можно увидеть в фильме
"Верные друзья". Видно, как на кварталы двухэтажных домиков идет победное наступление новой застройки со стороны Кутузовского проспекта (тогда еще назывался Можайским шоссе) и Большой Дорогомиловской. А в
"Дайте жалобную книгу" Дорогомилово показано уже совсем другим, полностью перестроенным. Кафе "Хрустальное" (ставшее затем рестораном "Хрустальным"), в которое главные герои общими усилиями превращают упадочнический "Одуванчик", располагалось как раз в доме 17 по Кутузовскому проспекту и на момент съемок фильма еще не было открыто. Площадь Дорогомиловской заставы в фильме выглядит почти так же как сегодня, только не хватает обелиска "Москва - город герой", установленного в 1977 году.
Вид на Москву-реку и МИД с гостиницы Украина, 1959 г. Фото: ИТАР-ТАСС
ВокзалыЕсли в фильме есть тема дороги, то должен быть и вокзал. Посмотрим кто, куда и откуда ездил, а заодно попробуем разглядеть те детали, которых в сегодняшней Москве уже не увидишь.
Курский вокзалПервым фильмом, в котором на несколько секунд мелькнуло крыльцо старого, еще не реконструированного даже по первому разу Курского вокзала, стал
"Революционер" Ханжонкова (1917). По этому крыльцу в ленте спускаются ссыльные, вернувшиеся в Москву после многих лет, проведенных "во глубине сибирских руд". В
"Аэлите" 1924 года есть уникальные кадры с прибытием поезда на станцию "Москва-Товарная-Курская", но затем он почему-то приезжает на Белорусский вокзал. А дальше в киноистории Курского вокзала наступает перерыв аж до 1979 года, когда Владимир Меньшов специально ради того, чтобы еще раз подчеркнуть, что действие второй части фильма
"Москва слезам не верит" происходит именно в 1970-х, приводит Гошу с Екатериной к новому зданию вокзала, построенному в 1972 году.
Главная героиня
"Карнавала" (1981) Нина Соломатина, приехав в Москву, выходит тоже на Курском, хотя из настоящего Оханска поезда прибывают на Казанский вокзал, а из Калуги, где этот самый "Оханск" снимали, – на Киевский.
Рижский вокзалНесмотря на то, что здание этого вокзала было построено в псевдорусском стиле, в первый раз он дебютировал в кино в роли "иностранца". В шестой серии
"Семнадцати мгновений весы" Рижский стал небольшим немецким приграничным вокзалом, с которого профессор Плейшнер уезжает в Берн. А в 12-й серии Рижский стал вокзалом уже в самом Берне, в сцене, когда Штирлиц провожает спасенную Кэт на поезд в Париж. Если станете пересматривать, то обратите внимание на вагон, в который садится "русская пианистка" – некоторые надписи на нем сделаны по-русски ("Тара 58Т"), а количество мест по-немецки указано с ошибкой ( "а" в слове "platze" должно быть с "умляутами").
Дальше Рижский "играл" уже самого себя. В конце фильма
"По семейным обстоятельствам" (1977) с него уходит почему-то поезд Москва - Тбилиси. Там же снималась финальная сцена исторического детектива
"Трактир на Пятницкой" (1978).
Съемки кинофильма "По семейным обстоятельствам", 1977 год. Фото: ИТАР-ТАСС
"Три вокзала"Сейчас, конечно, сложно себе представить, что Комсомольская площадь приобрела свой современный вид относительно недавно - в начале 1970-х, когда были снесены последние дома старой Домниковки – жилого райончика, располагавшегося в том месте, где согласно сталинскому Генплану должен был пройти Новокировский проспект. Когда-то там все было иначе. На месте нынешнего здания Ярославского вокзала стоял небольшой белый двухэтажный домик в деловом "колониально-европейском" стиле. Рядом с ним располагался огромный (целых 23 гектара!) Красный пруд, на котором Петр I устраивал потешные артиллерийские стрельбы в честь взятия Азова. Казанский вокзал некогда назывался Рязанским и его здание выглядело по-европейски, а не сочетало в себе нарышкинское барокко и башню Сююмбике Казанского кремля. На месте универмага "Московский" и сталинских домов на Краснопрудной стояла типичная московская малоэтажная застройка, а сама улица была значительно уже, чем в наши дни. Путепровода на западной стороне Каланчевской площади в начале XX века еще не было и в помине, его построили только в 1914 году. Завершалась площадь двумя самыми обыкновенными домиками второй половины XIX века, один из которых стоял на месте высотки "Ленинградской", а на месте другого в 1912 году был построен типичный доходный дом в стиле "модерн" из серого камня с угловым барабаном. Долгое время он был высотной доминантой Каланчевской площади и на его балкон любили забираться многие известные фотографы и кинооператоры.
Благодаря своему стратегическому расположению, старая Домниковка успешно делила славу московского криминального гетто с такими "заслуженными" районами, как Хитровка, Арженовка и Дорогомилово, но продержалась дольше их всех. Жить в этих местах даже во времена "благословенного застоя" было весело и страшно.
Казанский вокзал, 1999 г. Фото: ИТАР-ТАСС
В
"Доме на Трубной" (1924) прогрессивную горничную Прасковью Питунову показывают идущей под путепроводом в сторону Домниковки от Ярославского вокзала. В
"Аэлите" через Ярославский в Москву возвращается отработавший на Волховстрое инженер Лось. Мы можем сделать стоп-кадры и посмотреть на то, как в начале 1920-х выглядел вход на вокзал, на подвешенные под навесом платформы часы с надписью "П.Бургъ" и на торговые "палатки" на Каланчевке. В комедии
"Девушка с характером" (1939) Катя Иванова приезжает в Москву с Дальнего Востока, как и положено – с Ярославского, и с него же отбывает обратно. Пока морячок-попутчик ищет для нее такси, камера показывает нам виды Комсомольской площади: Ленинградский и Ярославский вокзалы. Домниковка тоже попала в кадр вместе с Казанским вокзалом, но ее почти полностью скрывает облако дыма от идущего по путепроводу состава.
В детском фильме "Алеша Птицын вырабатывает характер" (1953) на Ярославский вокзал приезжает подруга Алешиной бабушки со своей внучкой Сашей (которую играет еще маленькая Наталья Селезнева). Нам снова показывают Комсомольскую площадь, стоянку такси у Ярославского вокзала и вид на Домниковку, над которой уже нависла достраивающаяся "Ленинградская" и окружающие ее новые "сталинки". В фильме
"В добрый час" (1956) можно увидеть не только привычные панорамы, но и не дошедшую до нас деталь площади Ярославского вокзала – вазу-клумбу в виде чаши, опирающейся на спины трех белых медведей. До реконструкции 1965-66 годов она стояла на лестнице, ведущей к поездам дальнего следования. Белые медведи, кстати, сохранились в оформлении вокзала до сих пор; будете рядом – обратите внимание на барельефы в нижней части фальшивых "башенок" у главного входа.
Комсомольская площадь в Москве, 1983 год. Фото: ИТАР-ТАСС
В уже знакомой нам
"Девушке без адреса" режиссер, как мне кажется, откровенно издевается над зрителем. Судите сами: Катя и Паша приезжают в Москву на одном и том же поезде Сочи - Москва, при этом на Белорусский вокзал, куда поезда из Сочи отродясь не приходили. Затем Паша бежит за Катей вдоль ограды на Киевском вокзале, а выбегает уже из Ленинградского (!) на Комсомольскую площадь. Уехать из Москвы в конце фильма Катя пытается тоже с Белорусского, правда уже не в Сочи, а в Иркутск.
Лучше всего тему трех вокзалов получилось обыграть у Гайдая в
"12 Стульях": "Концессионеры прибыли в Москву ровно в одиннадцать часов по московскому времени" - и камера последовательно показывает главные часы Казанского, Ленинградского и Ярославского вокзалов.
Киевский вокзалКонечно же, именно с Киевского в страну большевиков прибывает уже знакомый нам мистер Вест. Туда же в
"Папироснице от Моссельпрома" мистер Мак-Брайт отправляет сундук с "убитой Зиной", которая при ближайшем рассмотрении оказывается манекеном. В комедии
"Семь нянек" (1962) Киевский появляется несколько раз – через этот вокзал в Москву приезжает из колонии Афанасий и с него же чуть не уезжает обратно, а Павел ищет там понравившуюся девушку. С самой "Колонией имени Макаренко" тоже не все так гладко – хоть нам и стремятся внушить, что она находится где-то под Москвой по Киевской ветке, но на самом деле снимали ее в усадьбе Покровское-Стрешнево, рядом с метро "Войковская". Железная дорога там есть, но другая - Рижская. В фильме
"Королевская регата" (1966) на дебаркадере Киевского вокзала Вася встречает приехавшего в Москву дьячка Гервасия Федосеевича, чтобы отвезти его в общежитие ГЗ МГУ. В наши дни с Киевского уезжают или пытаются уехать персонажи сериала "Оттепель".
Белорусский вокзалВ
"Папироснице от Моссельпрома" на него никто не прибывает и с него никто не уезжает, но зато в кадр попадает Триумфальная арка, та самая, которую все уже привыкли видеть на Кутузовском проспекте. До 1936 года она стояла на площади перед вокзалом, а потом была полностью разрушена. То, что поставили в 1966 году, – это гранитно-бетонный новодел, правда, с подлинными скульптурами. И стоит она неправильно: если на старом месте арка символически "встречала" вошедший 11 октября в Москву со стороны Тверской заставы казачий отряд Винценгероде, то на новом может лишь отмечать место вступления в город Наполеона и Молодой гвардии. Кстати, в том же 1936 году вокзал был переименован – до этого он назывался "Белорусско-Балтийским".
Самая известная (и вошедшая в историю мирового кинематографа) сцена, снятая на Белорусском вокзале, – встреча вернувшихся с войны в финале фильма
"Летят журавли". Тут ничего и говорить не надо, надо просто сесть и пересмотреть еще раз. Хотя сколько не пересматривай – все равно каждый раз надеешься, что в следующем кадре лицо Бориса обязательно мелькнет в толпе.
Кадр из фильма "Летят журавли". Фото: ИТАР-ТАСС
На Белорусском вокзале у киоска "Союзпечати" встречаются циник-рабочий Игорь и некрасивая, но сердечная библиотекарша Вера (
"Влюблен по собственному желанию", 1982) чтобы отправиться искать памятник солдатам 17-й стрелковой дивизии, а заодно влюбиться друг в друга с помощью аутотренинга. В детективе
"Гонки по вертикали" (1983) у Белорусского вокзала Батон с сумкой ворованных шапок пересаживается в другое такси, чтобы отправиться на встречу со своим бывшим подельником.
Ну а про одноименный фильм с Басилашвилли и Гурченко и без наших историй всем известно.
Детская железная дорога в КратовоПро детские железные дороги (нет, не те, что вы когда-то собирали с папой на полу) можно рассказывать до бесконечности. Если вкратце, то все они произошли от "потешной" ветки, проложенной в гатчинском саду для сына Александра III, великого князя Михаила Александровича и его сестер. Потом, уже в СССР, сочли, что княжеская забава вполне подойдет для обучения юных пионеров взрослым железнодорожным специальностям. Первую ДЖД с развлекательно-пропагандистскими целями в 1932 году построили комсомольцы в ЦПКиО. Просуществовала она до 1939 года. Вторую начали прокладывать в Измайловском парке, но забросили, а вот третья – между платформами "Отдых" и "Кратово" Казанской дороги – существует и функционирует до сих пор
Детская железная дорога. Фото: ИТАР-ТАСС
Торжественное открытие Малой Ленинской железной дороги состоялось 2 мая 1937 года. На станции "Путь Ильича" собралось около 3 тысяч человек, желающих прокатиться на первом поезде. Станционный колокол возвестил о готовности к отправлению первого состава. Юная дежурная по станции Тоня Новокшанова вручила через главного кондуктора юному машинисту Вениамину Пасынкову жезл с надписью "Путь Ильича - Школьная" и подала сигнал отправления. Под звуки марша поезд отошел от платформы и началась долгая и интересная история Кратовской ДЖД.
На кинопленку эта дорога попала как минимум дважды – в уже упомянутой ранее
"Девушке с характером" (где, кстати, можно увидеть самый первый состав этой дороги с паровозом ВЛ-1) и в фильме
"Леон Гаррос ищет друга" (1960).
Алексей Байков