Дружинники на охране общественного порядка - это, безусловно, хорошо и правильно. Это социальная активность, это реальное гражданское общество, это действенная охрана своего подъезда, двора, своего и чужого ребенка, автостоянки и дороги, по которой ходит жена, возвращаясь с работы.
На словах все верно. Но люди, увы, разные. Есть и такие, для кого повязка на рукаве - это пусть маленькая, но власть над людьми. Еще Достоевский говорил об одной нашей национальной особенности, которую он назвал "административным восторгом". Когда самый незначительный человек, получив даже самую скромную должность начинает "смотреть Юпитером". И если полицейский-профессионал проходит обучение, психологическое тестирование и проверки на полиграфе, то мотивы добровольного дружинника могут быть самые разные.
"Отбора людей особым образом у нас нет. Проводить тесты собеседования, лектории юридические - это очень и очень сложно. Это могут быть люди, которые пришли за отработкой ситуации и получением преференций, либо люди сверхвключенные в ситуацию и которые будут вершить добро, бороться за справедливость всеми возможными способами", - отметил психиатр, психолог Александр Федорович.
Подобная ситуация чревата возможными конфликтами. Не каждый, даже будучи в трезвом виде, внутренне готов сдержанно отреагировать на замечание человека с повязкой. И здесь в законопроект, к счастью, заложен серьезный предохранительный клапан против людей с признаками "административного восторга".
Есть американский пример того, чем может закончиться самоуправство добровольного дружинника без присутствия полицейского. В феврале 2012 некто Джордж Циммерман, официально зарегистрированный участник широко распространенной в штатах программы "Соседский надзор", сообщил в полицию о том, что преследует подозрительного человека. Когда полиция прибыла на место, 17-летний Трейвон Мартин был уже застрелен Циммерманом. По словам Циммермана, в порядке самообороны. У темнокожего подростка не было оружия, а только леденец и банка колы.
Так что хорошо, что нашим дружинникам никакое оружие вообще не положено.
Николай Петров