Фото: М24.ru
Один из корреспондентов программы "Экономика" попал в неприятную историю - на его жену, по поддельным документам мошенники оформили несколько кредитов в разных банках. Теперь кредитные организации требуют заплатить по долгам. Что делать честному человеку, ставшему жертвой такого обмана? Простые советы о том как выпутаться из этой истории дает экономический обозреватель телеканала "Москва 24" Константин Цыганков.
Утром понедельника, на летучке программы "Экономика" наш корреспондент Иван рассказал прекрасную историю. В минувшую субботу он открыл свой почтовый ящик (тот который настоящий, чаще всего висит в подъезде) и увидел т.н. "письмо счастья" из банка "Ренессанс-Капитал". В письме сообщалось, что жена нашего корреспондента Анна 18 февраля текущего года оформила потребительский кредит на довольно крупную сумму и… не выплачивает его, задолженность растет, и как говорится, проценты капают.
Самым интересным моментом является тот, что ни Иван, ни Анна никаких кредитов не получали, и паспорт, на который данный кредит можно было бы оформить, не теряли. Поэтому сразу по получении письма они отправились в ближайшее отделение "Ренессанса" и рассказали менеджеру о своей истории. Помимо стандартных вопросов "вы точно не теряли паспорт" сотрудник банка поинтересовался, а нет ли их паспортных данных у "Евросети", или не оформляли ли они карту "Кукуруза"? Получив на все свои вопросы отрицательный ответ, менеджер вместе с Иваном и Анной написали заявление в банк по решению своей проблемы. А когда летучка понедельника закончилась, Иван порадовал нас тем, что на электронную почту жены пришло еще одно "счастливое послание", на этот раз от банка "Тинькофф"…
Что-то похожее случилось со мной в 2013 году, когда мне нужно было заменить свой старый ноутбук Asus на новый MacBook. Я пришел в магазин Re-store и поразмыслив над своими будущими затратами решил приобрести данное устройство в кредит. Первое, что меня поразило, так это оформление кредита по телефону, когда со мной связался кредитный специалист "Альфа-Банка", которому я диктовал все свои персональные данные. Здесь стоит сказать, что в свои 18-20 лет я проработал в кредитных отделах нескольких банков и на оформление кредитов если не собаку, то кошку съел точно и оформление заявки по телефону – это довольно серьезный риск. Решения банка я ожидал, не соврать, часа полтора, вместо заявленных 10-15 минут. А магазин тем временем уже закрывался. Поэтом пришлось использовать кредитную карту Сбербанка, процент по которой был больше.
Ссылки по теме
- Ущерб от преступлений в кредитно-финансовой сфере превысил 800 млн руб
- В 2013 году в Москве выявили восемь тысяч экономических преступлений
- Тревожный звоночек: как вести себя с коллекторами
Самое смешное, что когда мне выписали чек и отдали, наконец, мою покупку, специалисты "Альфа-Банка" проснулись и подтвердили мою заявку. Продавец магазина на моих глазах отправил отказ по заявке и разорвал кредитный договор, который был им выслан. Через месяц, я получил звонок от службы взыскания "Альфы" – молодой человек угрожающим тоном потребовал, чтобы я внес ежемесячный платеж, который уже просрочил. На мои объяснения, что это ошибка и кредита у меня нет, он отреагировал прохладно – "идите в банк и там разбирайтесь, а по моей базе вы нам должны".
Ну, я не растерялся и пошел в банк, прихватит с собой чек на покупку и сам ноутбук. В банке я рассказал всю историю, и показал, что серийный номер товара на чеке совпадает с номером моего лаптопа и должен так же совпадать с номером на кредитном договоре, который значится в базе. Не говоря уже о том, что продавец отправил в банк мой отказ от кредита. Через некоторое время проблема была решена и кредит с меня сняли, но для этого пришлось еще устроить небольшую бучу в социальной сети Twitter, в которую включились представители "Альфы".
Истории, конечно, очень сильно отличаются друг от друга, но общее у них одно – банк подобно паразитом цепляется к тебе и начинает пить твою жизнь. Проблема Ивана и Анны очевидна – утечка персональных данных и последовавшее за этим мошенничество, потому что в банке "Ренессанс" подтвердили, что у них имеется ксерокопия паспорта Анны. Данные о работе, правда, ни разу не совпадают, как и номер контактного телефона и email, но разве это важно при выдаче кредита? Самое смешное, что эта история не нова и встречается довольно часто. Когда я рассказал об этом своему адвокату, она тут же дала мне несколько контактов своих знакомых, которые попали в точно такую же историю. По ее мнению, такие ситуация возникают, чаще всего вследствие преступного сговора, в котором участвует кредитный специалист банка, или в случае халатности и безалаберности того же специалиста или службы безопасности банка. Ведь мошенники предъявили специалисту поддельные паспорт и водительское удостоверение (которого, кстати, у Анны нет, и никогда не было). Законный вопрос – работает ли до сих пор этот сотрудник?
Кто и каким образом "сливает" персональные данные – гадать и предполагать можно долго и бесполезно, концов не найти. Базы данных могут быть взломаны, куплены или просто украдены. Все, что вы можете – постараться выпутаться из этой непростой ситуации. Если вдруг вы получаете письмо или телефонный звонок с требованием погасить кредит, который вы не брали, то первым делом идете в данный банк, и пишите претензию к банку, в обязательном порядке затребовав копию кредитного договора. Во-первых, для того чтобы сверить поддельную подпись, во-вторых чтобы с копией этого договора пойти в Полицию. Там, приложив данный документ, вы пишите заявление о совершении против вас мошеннических действий. Это очень важно! Потому что, если проблемы с взысканием задолженности не будут урегулированы банком, если они не найдут своих ошибок и своих виновных в этом, ваше дело может пойти в службу взыскания задолженности и коллекторским агентствам. А их вы прямым текстом можете отправлять к следователю, который ведет ваше дело, пусть вот там они решают вопросы.
По статистике, такие проблемы, чаще всего, решаются на уровне банков и заканчиваются их извинениями. Но заявление необходимо написать сразу же! Если в банке отказались предоставить вам копию кредитного договора – обязательно укажите это в вашем заявлении, пусть это будет уже головная боль правоохранительных органов. Если же дело идет дальше, в суд, то будьте готовы доказывать, что данный кредит вы не брали – вспоминайте, что вы делали в день и час получения кредита, ведь кто знает, может быть, вы и есть мошенник… Я называю это "презумпция верблюда" - то есть нужно доказать, что ты не верблюд…
А вообще, чтобы спать спокойно – лучше проверьте вашу кредитную историю, потому что сделать это довольно просто. Раз в год каждый гражданин России имеет право совершенно бесплатно узнать свою кредитную историю. Сайт Центрально Банка РФ – вам в помощь. Если друг находите там кредиты, которых у вас нет – сначала в банк, с заявлением и претензией, затем – в полицию. Как бы вы не охраняли ваши персональные и личные данные, мошенников и воров, к сожалению, хватает. А вор, как говорил Глеб Жеглов, должен сидеть в тюрьме.
Не теряйте деньги!
Константин Цыганков