Фото: ТАСС/ Евгений Курсков
Долги россиян по кредиткам выросли вдвое, а валютную ипотеку отказались переводить в рубли. Сложные времена для заемщиков могут обернуться горячим сезонов для коллекторов. На что имеют право сотрудники таких организаций, а в каких случаях можно смело идти в полицию, выяснило сетевое издание M24.ru.
Здравствуйте, я коллектор
Долг заемщика оказывается у коллектора не сразу. Если клиент перестает платить по счетам, банк или микрофинансовая организация сначала уведомляет его о просрочке, а потом пытается самостоятельно решить вопрос с кредитом. Клиенту могут присылать сообщения и звонить, предлагать новые условия выплаты кредита, в частности, реструктуризацию долга и так далее.
К коллекторам финансовые организации обращаются в крайнем случае, если все остальные способы не подействовали. Банк может либо взять коллектора на аутсорсинг как подрядчика, который уговорит или принудит клиента выплатить долг. Либо целиком продать долг коллекторскому агентству — в таком случае на него будут возложены все права и обязанности первого кредитора, то есть банка.
Если это случилось, то клиенту стоит ждать бесчисленных звонков и сообщений, а возможно, и визитов коллекторов, причем не всегда только к клиенту. Сотрудники агентств нередко наведываются к начальству должников, названивают членам семьи, рассказывают о позорном долге соседям и даже угрожают отобрать имущество, здоровье или жизнь.
Но первым делом коллекторы должны уведомить новых клиентов о том, что долг перешел к ним.
"Должника должны сначала проинформировать о том, что его долг или право на взыскание долга передано коллекторскому агентству. Если человек сомневается в правдивости информации, ему должны предоставить документы, подтверждающие передачу долга, - рассказал M24.ru эксперт Национального института финансовых рынков и управления (НИФРУ) Сергей Гирнис. - Более того, по закону "О потребительском кредите" при заключении договора банк должен предоставить заемщику право на запрет передачи долга, и если гражданин воспользуется таким правом, тогда риски столкнуться с коллекторами отпадают сами собой. Обычно перед тем, как появиться у должника дома, коллекторы сначала устанавливают с ним контакт по телефону или почте".
Как ведут себя коллекторы
Когда клиент проинформирован, коллектор должен установить с ним личный контакт. По идее это должно выглядеть так: представитель коллекторской компании приходит к должнику, разговаривает с ним, пытается вникнуть в его трудности и предложить ему оптимальное решение по выплате долга, включая реструктуризацию, снижение суммы штрафов и пеней и так далее.
На деле коллекторы зачастую стараются "выбить" из клиента всю сумму целиком за один раз и не гнушаются сомнительных методов работы. Например, они могут названивать родственникам, соседям и начальству должника, обклеивать подъезд объявлениями о его проблемах, а то и вовсе прибегать к угрозам.
"Согласно закону о потребительском кредитовании, коллекторы не могут звонить и отправлять сообщения клиентам в ночное время, а также угрожать жизни, здоровью, распространением информации о долгах и потерей имущества", - рассказал M24.ru директор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин.
История из жизни коллекторов
"Я знаю о случае, когда коллекторы пришли к нашему бывшему клиенту и стали угрожать тем, что заварят дверь, и он не сможет выбраться из дома. "Заваривайте", - сказал клиент. И они заварили. Это было уже в 2010-е", - рассказал сотрудник кредитной организации, пожелавший остаться неназванным.Что делать, если...
...звонят начальству
Звонки и визиты к начальнику должника — одна из самых распространенных мер давления на клиента. С одной стороны, это может «сломать» неспособного заплатить заемщика, а с другой, босс может либо заставить подчиненного выплатить кредит под угрозой увольнения, либо, кто знает, помочь ему вернуть долг.
Ссылки по теме
- Тяжелая ноша: что делать с неподъемными кредитами
- Коллекторам могут запретить часто звонить должникам
- Коллектор рассказал о взыскании долгов с граждан
По словам Сергея Гирниса, привлечь коллектора к ответственности за это совсем непросто. По сути единственное правило, которое нарушается обращением к начальству, - это закон о банковской тайне. Вот только куда жаловаться на его нарушение?
"Коллекторы не подлежат надзору со стороны Центрального банка России. Вы можете пожаловаться в ЦБ на банк, который вам выдал кредит, или сотрудника, принявшего неправильное решение, но не можете пожаловаться на работу коллекторов", - отметил Гирнис.
По его словам, должнику остается лишь пойти в полицию или прокуратуру, где к таким обращениям не очень привыкли.
"Заявлять в полицию о том, что коллектор нарушил закон о банковской тайне, теоретически можно и практически нужно, но разбираться в том, кто передал банковскую информацию третьим лицам, полиция не очень любит", - добавил эксперт.
И все же есть еще две инстанции, где могут помочь должнику.
"Если коллекторы обращаются к лицам, которые указаны в кредитном договоре (например, названивают родственникам или приходят к начальству), можно обратиться в Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) или аппарат финансового омбудсмена России", - подчеркнул Дмитрий Жданухин.
Фото: M24.ru/ Евгения Смолянская
…последовали угрозы
Коллекторы — такие же люди, как и все, и на них распространяются те же законы. То есть они не имеют права угрожать жизни и здоровью человека, шантажировать его, портить имущество и так далее.
Если это произошло, смело обращайтесь в полицию, по словам экспертов, обычно такие дела рассматриваются. Правда, тут лучше запастись доказательством преступления, например, записав разговор на диктофон или на камеру.
Многие должники теряются, когда взыскатели долгов угрожают отобрать у них квартиру в счет кредита. Однако этого бояться не надо: согласно закону РФ, у гражданина не могут забрать единственное жилье. Исключение составляет недвижимость, купленная в ипотеку, в случае если заемщик не вносит платежи по ней.
...произошла ошибка
Бывает, что коллекторы приходят к тем, кто на самом деле не оформлял кредита или выступает ответственным и добросовестным заемщиком. Поводом может стать техническая ошибка банка или кредит, взятый мошенниками по потерянному или украденному паспорту. В обоих случаях следует как можно скорее обратиться в отделение банка, выдавшее кредит, чтобы там начали проверку.
Правда, коллекторы не всегда могут предоставить информацию о том, из какого именно отделения банка перешел долг.
Если вы обратились в нужное отделение, это все равно не значит, что коллекторы оставят вас в покое. "Бывает так, что человек приходит в банк, там начинают проверку, которая может длиться месяцами, а коллекторы продолжают работать с ним с той же интенсивностью, как если бы это был реальный должник", - отметил Сергей Гирнис.
Новые законы
По словам экспертов, ситуация на рынке может поменяться с принятием новых законов. Во-первых, Общероссийский народный фронт подготовил законопроект, согласно которому коллекторам запретят слишком частые звонки должникам. Если организации будут напоминать о долге чаще четырех раз в день, они рискнут нарваться на штраф в 100 тысяч рублей. Это должно несколько облегчить участь тех, кто не в состоянии заплатить.
Кроме того, коллекторов будут обучать основам психологии и педагогики. Особые навыки будущим коллекторам станут прививать в Финансовом университете при правительстве России и в Московском финансово-юридическом университете, где откроется даже отдельная специальность.
Со временем в России может появиться и отдельный закон о коллекторах, который введет профессию в правовое поле и определит нормативы для ее представителей.
"Очень важно, чтобы это был не столько закон о коллекторах, сколько закон о досудебном взыскании. Практика показывает, что сотрудники банков далеко не всегда работают корректно, и на них тоже необходимо наложить ограничения", - отметил Сергей Гирнис.
Ну, а пока эксперты мечтают навести порядок в отрасли, ее представители предаются грехам в духе лихих 90-х. Например, в конце апреля в Липецкой области мужчину, который не смог вовремя выплатить кредит, жестоко избили, а его жене сделали стрижку "под ноль".
Чтобы такого не случилось, лучше не доводить дело до коллекторов, тем более есть способы легально облегчить свою долю при неподъемном кредите.
Ирина Бурмистрова