13 августа исполняется 118 лет со дня рождения великого американского режиссера Альфреда Хичкока.
Кадр из фильма "Птицы"
В своей книге "Кинематограф по Хичкоку" Франсуа Трюффо писал": "Упрекать Хичкока за создание атмосферы напряжения в его фильмах – значит обвинять его в том, что он является наименее скучным кинематографистом мира, это все равно, что осуждать любовника, доставляющего наслаждение своей возлюбленной, вместо того, чтобы думать только о своем удовольствии".
МакГаффин – выдуманная Хичкоком вещь, о которой ничего неизвестно, но ее хочет иметь каждый. При этом без нее не обходится ни один фильм, триллер, пиратский роман, миф и даже сказка. МакГаффин – это то, ради чего смотрят кино.
"Вам может быть интересно узнать, откуда взялось это слово. Это, по всей вероятности, шотландское имя из одного анекдота. В поезде едут два человека. Один спрашивает: "Что это там, на багажной полке?" Второй отвечает: "О, это МакГаффин". – "А что такое МакГаффин?" "Это приспособление для ловли горных львов в горной Шотландии". – "Но ведь в горной Шотландии не водятся львы!" – "Ну, значит, и МакГаффина никакого нет", поясняет Хичкок.
Саспенс – вот что так притягивает зрителя в картинах этого режиссера. Его киноязык состоит из определенного набора приемов и предметов, которые запускают химическую реакцию в нашем сознании.
Птицы
Кадр из фильма "Птицы", 1963
Птицы стали одним из самых узнаваемых и выразительных образов Хичкока. Одноименная картина считается одной из лучших, если не самой главной, работой режиссера. Здесь птицы выступают как неподконтрольная высшая сила, которую человек не может ни понять, ни укротить. Помимо этого фильма, образ птиц также появляется и в других работах Хичкока. Например, в "Психо" их чучелами наполнена одна из комнат отеля, в котором происходит действие.
Самолеты
Кадр из фильма "К северу через северо-запад", 1959
Фильм "К северу через северо-запад" можно считать еще одной вершиной творчества Хичкока. Если в "Птицах" героям нужно противостоять мистическим силам природы, то здесь причиной загадочных событий оказывается ошибка спецслужб. Сцена, в которой Кэри Грант убегает через поле от самолета? стала классикой кинематографа, а многие режиссеры любят ее цитировать.
Поезда
Кадр из фильма "Незнакомцы в поезде", 1951
Поезд в мире Хичкока становится символом роковых встреч и событий. Надо сказать, что режиссер очень литературоцентричен в отдельных работах, и "Незнакомцы в поезде" тому отличный пример. Вопрос "тварь я дрожащая или право имею?" и проблема морального выбора приобретает для героев совершенно новый смысл, когда срывается план, задуманный одним из них.
Карусели
Кадр из фильма "Незнакомцы в поезде", 1951
Отдельные сцены и кадры из фильмов Хичкока сегодня составляют золотой фонд кинематографа. В силу технических достижений или новаторских средств выразительности они стали азбукой современного кино, по которой учатся молодые режиссеры. В тех же "Незнакомцах в поезде" есть сцена со "взбесившейся" каруселью, повторить зрелищность которой не удалось еще ни одному кинематографисту.
Чулки
Кадр из фильма "В случае убийства набирайте "М", 1954
Чулки у Хичкока – классический пример МакГаффина. Они пропадают, их ищут, они становятся уликами и роковыми артефактами, вокруг которых закручиваются драматичные события. В фильме "В случае убийства набирайте "М" героиня Марго (в исполнении неподражаемой Грэйс Келли) едва не была задушена чулком, если бы у неё под рукой не оказалось ножниц...
Известно, что у самого Хичкока была овофобия, то есть боязнь яиц и предметов яйцеобразной формы.
Ножницы
Кадр из фильма "В случае убийства набирайте "М", 1954
Если бы Хичкок составлял "джентельменский набор" убийцы, ножницы входили бы в него обязательно. Символ женского рукоделия становится атрибутом роковых блондинок, роль которых в различных картинах исполнили главные красавицы Голливуда.
Телефон
Кадр из фильма "В случае убийства набирайте "М", 1954
Телефон – не просто средство связи. Для Хичкока это самое настоящее оружие. В большинстве его фильмов его герои шантажируют, подстраивают убийства, доносят сведения в полицию, обманывают друг друга именно по телефону. Отсутствие визави в кадре в этих ситуациях играет ключевую роль.
Перчатки
Кадр из фильма "Шантаж", 1929
Девушки в картинах Хичкока носят перчатки не реже чем грабители, душители и убийцы. Этот предмет гардероба, безусловно, добавляет героям определенный шарм и таинственность. В фильме "Шантаж" забытая перчатка становится МакГаффином, который запускает сюжет.
Веревка
Кадр из фильма "Веревка", 1948
И снова Хичкок обращается к проблеме "права" на убийство и убийства как развлечения. Фильм "Веревка" стал знаменит тем, что все действие происходит в одном пространстве, а весь монтаж состоит из минимального количества склеек. Гомосексуальный подтекст картины был довольно остро принят критиками, но на популярности фильма это не сказалось.
Лестницы
Кадр из фильма "Головокружение", 1958
Один из поздних (и последних) шедевров Хичкока "Головокружение" также был разобран на цитаты. Роковая красавица, дорогие машины, мужчины в шляпах, секретарши, телефонные звонки и, главное, фобии. Для создания нужного эффекта Хичкок не только работает с музыкой и звуком, но и с кадром: сцену, где герой боится высоты, взбираясь на колокольню, Хичкок снимает его "глазами", то есть так, чтобы зритель оказался непосредственно в его голове и смог почувствовать этот страх всем своим телом.