Любимец мальчишек и девчонок – журнал "Мурзилка" 16 мая отмечает 90-летие. Корреспондент M24.ru узнала у заместителя главного редактора "Мурзилки", детского писателя, драматурга и сценариста Ирины Антоновой о том, легко ли Мурзилке найти общий язык с современными читателями и почему закрываются детские журналы.
- Ирина Алексеевна, какие издательские традиции сохраняет редакция "Мурзилки" сегодня?
- Журнал затевался как литературно-художественный. Поэтому в основе его лежит качественная детская литература. Во все времена в "Мурзилке" печатались лучшие произведения для детей. Плюс привлекались к иллюстрированию замечательные художники, которые могли работать в детской литературе.
- Назовите несколько рубрик-"старичков".
- Еще когда журнал создавался, там, помимо литературы, были познавательные материалы. В свое время выходила "Лесная газета", где рассказывалось о житье-бытье зверушек.
Но меняются дети, меняется "Мурзилка". В журнале отражаются события, которыми жила и живет страна.
Сейчас в числе постоянных у нас рубрики "Путешествия и открытия", "Обо все на свете" (в ней описываются новые находки, изобретения), "Галерея искусств Мурзилки" (здесь печатаем картины известных художников, сопровождая их рассказами о деятелях искусства), "Красная книга Мурзилки", есть рубрики для развития речи.
Ирина Антонова. Фото: murzilka.org
- Создавая новые рубрики и проекты, насколько оперативно вы реагируете на потребности маленьких читателей?
- Чтобы понять интересы детей мы иногда печатаем в журнале анкеты, в которых читатели пишут, кто они, откуда, что любят делать, что любят читать и что хотели бы увидеть в "Мурзилке".
Как-то мы задали вопрос: "Нравятся ли вам страшилки?" Был период, когда дети этим увлекались. И большинство ребят сообщили, что им интересны путешествия. Дети того возраста, в котором находятся наши читатели, любят делать открытия. Им интересен интерактив, когда есть возможность включиться в процесс познания. Поэтому мы проводим конкурсы. Но не тестовые задания, где нужно выбрать правильные ответы, а предполагающие использование различной литературы, словарей.
- Какие сюрпризы преподносят вам читатели?
- Дети иногда нас в чем-то просвещают. Допустим, в редакцию приходит письмо от ребенка, который рассказывает о птичке, живущей в его области. Соответственно, он знает гораздо больше подробностей об этом представителе фауны.
- За время существования "Мурзилки" журнал постоянно менялся. Какой нынешний Мурзилка?
- Он меняется не со временем, а вместе со своими читателями. Мурзилка – существо сказочное. Он принимает тот облик, в котором хочет видеть его читатель. Когда мы спрашиваем детей, кто такой Мурзилка, то одни считают, что это медвежонок, другие уверены, что это котенок. И все версии верны. То же самое касается возраста Мурзилки. Он меняется в зависимости от возраста читателя: ему может быть и шесть лет и 12.
А еще меняется информационная жизнь. Появился интернет. Мурзилка не может, как Баба-Яга все время жить в лесу. У него есть современные средства общения с читателями. Например, смартфон Платон.
- Ирина Алексеевна, автором "Мурзилки" может стать любой желающий?
- Одна из задач журнала – работа с молодыми авторами. Мы рассматриваем абсолютно все рукописи. Ведь известные ныне писатели тоже были когда-то начинающими. Если видим, что автор талантливый, но ему не хватает какого-то мастерства, работаем с ним на уровне редактирования.
У молодых начинающих авторов либо нет необходимого объема текстов, рассчитанного на издание книжки, либо издательства не принимают их произведения. Поэтому "Мурзилка" для них – стартовая площадка в большую литературную и художественную жизнь.
- Почему на страницах "Мурзилки" мало классических произведений?
- Классические произведения опубликованы в книгах, которые имеются почти в каждой читающей семье, в библиотеках. Нам интересно открывать новые имена, поэтому основные публикации у нас от современных авторов.
- Сколько человек делают "Мурзилку"?
- Штатных сотрудников вместе с отделом распространения, бухгалтерией и водителем - 13 человек. У нас также есть литературный и художественный отделы. А вообще в создании журнала принимают участие более 250 человек по всей стране. Благодаря интернету с ними стало проще связываться. Помню, как раньше мы встречали поезд и забирали иллюстрации, переданные художником из Астрахани. Мы всегда стараемся использовать рисунки, сделанные от руки, а не компьютерную графику. Так вот тогда приходилось договариваться проводником поезда, ведь по почте рисунки шли бы долго и даже могли потеряться.
- Ирина Алексеевна, подписчиков "Мурзилки" не стало меньше? Возможно, часть читателей теперь предпочитают интернет-версию журнала?
- Существовала общая тенденция, когда тиражи и детских, и взрослых журналов падали и снижалось количество подписчиков. Происходило это после каждого дефолта. Для нас это были сложные времена, так как "Мурзилка" распространяется в основном по подписке. Но сейчас журнал вышел на определенный уровень с постоянными показателями. Наш тираж 60 тысяч экземпляров. По поводу читателей скажу – умножайте на три. Ведь помимо ребенка в семье есть мама и папа, которые тоже читают "Мурзилку". А еще не стоит забывать о бабушках и дедушках. Есть библиотеки, выписывающие журнал. Это также увеличивает количество читателей.
Фото: murzilka.org
- И все-таки интернет не потеснил бумажную "Мурзилку"?
- В интернете дети играют в игры, как раньше играли во дворе. Но читать предпочитают все же бумажный журнал. Это удобнее, ничего не бликует, информация не пропадает. Бумага, она живая, и несет в себе тепло. Каждое произведение с авторской аурой. То же касается и иллюстраций. А экран компьютера не передает тактильных ощущений.
Дети любят творить. Я часто замечала, как на конкурсе, смастеривший поделку ребенок, уносит ее домой на вытянутых руках. Так он ей дорожит. Поэтому в "Мурзилке" есть самоделки, живые раскраски, позволяющие смешивать краски, делать оттенки предмета.
- Какие подарки "Мурзилка" подготовил для читателей в честь своего 90-летия?
- Вышел пятый майский юбилейный номер журнала. В нем можно найти рассказ "Мурзилкин первый день". Он о том, как появился Мурзилка (он тогда был собачкой). То есть мы перепечатали рассказ из самого первого номера журнала. Есть еще рассказ в формате рассуждения-притчи о том, как возник современный Мурзилка, которого все знают. В основе произведения реальные события, ведь желтого и пушистого Мурзилку нарисовал Аминадав Каневский.
Много в праздничном номере поздравлений от взрослых и детей. В редакцию приходит столько посылок с подарками! Дети сами мастерят Мурзилок и шлют нам.
Что касается мероприятий, то 14 мая в РАМТе состоялся большой праздник для детей, посвященный 90-летию журнала. В октябре прошлого года стартовал марафон "С "Мурзилкой" интересно жить, с "Мурзилкой" весело дружить". Участие в нем принимали читатели по всей страны. В конкурсе мы заявили четыре номинации: "литературная", "художественная", "поделка" и "мульти-пульти". Работы ребят поступали в редакцию. И вот в РАМТе мы награждали московских победителей марафона. В эту акцию включились все столичные детские учреждения, а это около двух тысяч школ. И в завершении вечера редакция "Мурзилки" подарила детям спектакль "Золушка".
- Еще что-то планируется?
- 17 мая в Музее русской усадебной культуры в парке Кузьминки мы организуем праздничную программу: выступления детских коллективов, квесты, беспроигрышные лотереи, выставку художников "Мурзилки", включающую более 60 рисунков, которые с 1924 по 2014 год печатались в журнале.
- Ирина Алексеевна, есть ли будущее у детских журналов? Ведь больших денег на их издании не заработаешь.
- Журналы закрываются по двум причинам: отсутствие финансирования и спад читательского интереса. Конечно, большое значение для журнала имеет реклама, пиар. На это у детского издания часто нет денег. Получается замкнутый круг: чтобы делать рекламу, за нее нужно платить, а деньги мы можем взять только с подписчиков, но поднять цену на журнал не можем, потому что люди перестанут подписываться.
"Мурзилка" существует благодаря подписчикам. Наша задача – выпускать интересный журнал. Один из читателей как-то написал, что в трудные для экономики страны времена пришлось отказаться от многого, но от подписки на "Мурзилку" не отказались.
История "Мурзилки": от монокля к фотоаппарату
Герой по имени Мурзилка появился в далеком 1887 году в Санкт-Петербурге. Тогда на основе рисунков художника Палмера Кокса детская писательница Анна Хвольсон придумала историю о сказочных лесных человечках, в числе которых были Шиворот-Навыворот, Скок, Вертушка, и, собственно, Мурзилка. Только последний был совсем не похож на привычного нам желтого человечка. Мурзилка носил шляпу-цилиндр, смотрел на мир сквозь стекла монокля и опирался на тросточку.Обитали волшебные персонажи на страницах детского журнала "Задушевное слово". А с 1908 года начали выпускать приложение к нему - "Журнал Мурзилки". Позже на смену "Задушевному слову" пришла "Рабочая газета" с детским приложением "Мурзилка". Было это в 1924 году.
Фото: murzilka.org
После революции изменился формат детской литературы. Сказки власти ставили под сомнение. Дескать, они отвлекают мальчиков и девочек от действительности, уводят в вымышленные миры, мешая взращивать трудовое советское поколение.
Существенные изменения претерпел образ Мурзилки. С него "сняли" шляпу и фрак, напоминавшие о буржуазном обществе. Из интеллигентного лесного человечка постреволюционный Мурзилка превратился в песика – дворняжку, которая учила ребят труду и дисциплине. Мурзилка-пес дружил с пионерами и полностью соответствовал идеологии советского государства.
Фото: murzilka.org
В 1930-х годах сказок в журнале прибавилось. В 39-м на страницах "Мурзилки" можно было найти сказку "О медведе Винни-Пу и пчелах". А годом позже на обложке журнала появился портрет Мурзилки. Художник Аминадав Каневский нарисовал желтого мохнатого человечка, снабдив его шарфом в полоску и фотоаппаратом.
Кстати, тогда Мурзилке вернули статус сказочного существа. И нарекли его внуком Деда Мороза и Снежной бабы.
Фото: murzilka.org
Формат "Мурзилки" в который раз поменялся в 1940-х. Причиной тому стала Великая Отечественная война. Сказки отошли на второй план, юных читателей учили проявлять мужество, защищать Родину и помогать родителям в это непростое для страны время.
Тираж "Мурзилки" падал, но качество текстов оставалось на должном уровне. На страницах журнала печатались произведения Маршака, Пришвина, Паустовского, Шварца и Бианки.
В 1960-х годах в "Мурзилку" хлынул поток талантливых детских авторов: Барто, Казаков, Астафьев. Герой Мурзилка стал более активным. Он путешествовал по стране, изучал произведения искусства, делал научные открытия.
А спустя десятилетие начали выпускать тематические номера журнала, посвященные природе, космосу, сказкам. Появлялись сказки зарубежных авторов - Астрид Линдгрен, Туве Янссон.
Фото: murzilka.org
Сегодня "Мурзилка" - журнал эклектичный. В нем можно найти познавательные тексты, произведения классиков и современных авторов, стихи, головоломки, раскраски, материалы для поделок. Сам Мурзилка по-прежнему ведет активную журнальную деятельность. Много путешествует, беспрестанно щелкает фотоаппаратом и отвечает на письма читателей. В общем, несмотря на свой солидный возраст, желтый человечек полон сил, энергии и готов делиться хорошим настроением с детьми и их родителями.
Журнал выходит ежемесячно 12 раз в год. "Мурзилку" можно приобрести по подписке и в киосках продажи прессы.
Алла Панасенко