Во вторник, 22 октября, в Госдуме состоялись слушания по поправкам к закону об ОСАГО. О том, какие нововведения ждут автомобилистов, читайте в материале M24.ru.
Первое чтение
В апреле этого года Госдума уже приняла в первом чтении некоторые поправки к закону об ОСАГО. Согласно документу, лимит выплат по обязательному автогражданскому страхованию вырастет со 120 тысяч до 400 тысяч рублей через три месяца после принятия закона. В случае причинения вреда жизни или здоровью кому-то из участников ДТП сумма выплат увеличится с сегодняшних 160 тысяч до 500 тысяч рублей. Произойдет это спустя 15 месяцев после принятия закона. При этом предполагается, что эти выплаты будут производиться по фиксированным суммам, то есть каждая травма будет оценена заранее и каждый пострадавший получит компенсацию независимо от того, лечился ли он по ОМС или не лечился.
Лимит выплат по так называемому Европротоколу – когда ДТП оформляется без вызова сотрудников ГИБДД на место аварии – вырастет с 25 тысяч до 50 тысяч рублей, а для жителей Москвы и Санкт-Петербурга – до 400 тысяч рублей.
Кроме того, закон об ОСАГО был выведен из-под действия закона о защите прав потребителей.
Планы
Во втором чтении, которое состоится во время осенней сессии Госдумы, депутаты намерены увеличить срок действия полиса с нынешних 12 месяцев до 3 или даже 5 лет.
Также от обязательного страхования гражданской ответственности планируется освободить водителей, уже застрахованных по КАСКО. При этом и ОСАГО, и КАСКО останутся самостоятельными продуктами. Кроме того, будет действовать принцип прямого возмещения убытков, по которому пострадавший автовладелец обращается в свою страховую компанию, и там его не смогут направить к другим страховщикам
Водители также смогут выбирать между денежной компенсацией и непосредственным ремонтом автомобиля.
В случае принятия поправок водителям позволят оспаривать страховые выплаты только после получения денег на руки. При этом автовладельцам могут запретить нанимать юристов для разбирательств со страховщиками или привлекать независимых экспертов и обращаться с их заключениями в суд.
Вместе с тем депутаты могут вернуть распространение на ОСАГО закона о защите прав потребителей, который будет регулировать взаимоотношения между страховщиком и клиентом.
Цены
ОСАГО покрывает ущерб только пострадавшей в ДТП стороны. Если авария произошла по собственной вине водителя, он остается без денежной компенсации. Но в этом случае он может получить выплаты по КАСКО. Однако это добровольное страхование обойдется гораздо дороже, чем ОСАГО.
В зависимости от мощности двигателя автомобиля, стажа и возраста водителя, а также числа прежних страховых случаев стоимость ОСАГО может сильно колебаться, но в среднем составляет от 2 до 6 тысяч рублей.
КАСКО может включать в себя компенсацию ущерба и угона, либо только ущерба и только угона. Стоимость этой страховки тоже варьируется в зависимости от многих факторов, в частности, от возраста, пробега и марки машины. Но в целом она составляет примерно 6-8 процентов от цены автомобиля.
Общественное мнение
Напомним, согласно данным ВЦИОМ, 79 процентов россиян считают, что ОСАГО упрощает получение выплат при ДТП и является гарантией их получения.
Главным критерием при выборе компании страховщика является надежность. Для 15 процентов респондентов таким фактором является размер страховых взносов, для 11 процентов – советы знакомых.
При этом 86 процентов опрошенных в целом удовлетворены качеством работы своей страховой компании. Стоимость услуг удовлетворяет 76 процентов респондентов. Более половины водителей довольны простотой и удобством урегулирования убытков. 60 процентов опрошенных признались, что никогда не меняли поставщика страховых услуг.
Автострахование за рубежом
В Германии все автовладельцы имеют обязательную страховку, при этом ее стоимость тем ниже, чем дольше безаварийный стаж водителя. Поэтому немцы, чтобы накопить скидку, как правило, не обращаются в страховые компании при незначительных авариях. Кроме того, немецкие автомобилисты могут оформить добровольную страховку, которая оплачивает повреждения автомобиля, полученные по вине водителя.
Во Франции в обязательное страховое покрытие помимо возмещения ущерба имуществу, здоровью и жизни также включены возможные судебные расходы, которые могут возникнуть при рассмотрении споров. За безаварийное вождение страховые компании также предоставляют скидки. Добровольная страховка КАСКО во Франции покрывает ущерб, причиненный автомобилю по вине водителя, а также от пожаров, стихии и т. д. При этом страховые компании избегают заключать договоры с владельцами слишком старых авто: как правило, автомобиль не должен быть "старше" 8 лет.
В Великобритании существуют несколько типов страховки: обязательная Third Party – то есть страхование ответственности перед третьими лицами; добровольная, аналог КАСКО – Collision Damage Waiver (CDW), а также Theft Protection – страховка от угона автомобиля, и даже Gravel protection – страховка, покрывающая ущерб, нанесенный вылетевшим из-под колес камнем или щебенкой: разбитые или треснутые фары, лобовое стекло, сколы и вмятины на кузове.
В США практически в каждом штате автомобильное страхование является обязательным в части гражданской ответственности. В целом, штаты делятся относительно автостраховки на две основные группы: At Fault, где ущерб пострадавшей стороне компенсирует страховка виновника аварии (например, Калифорния), и No Fault, где вне зависимости от обстоятельств ДТП ущерб возмещает страховая компания пострадавшей стороны (например, Аризона). Сама стоимость автомобильной страховки в американских компаниях зависит от многих факторов, в том числе ежедневного пробега автомобиля, его марки, возраста и стажа водителя, страховой истории. Цена полиса в большей мере зависит от стоимости транспортного средства, нежели от его мощности.