Московскому проекту госпитальных школ "УчимЗнаем" в 2024 году исполняется 10 лет. За это время более 50 тысяч детей, находящихся на длительном лечении в медцентрах, получили качественные знания по школьным предметам. Москва 24 поговорила с педагогами проекта об их миссии, о тонкостях взаимодействия с учениками, а также о ярких победах и самых тяжелых воспоминаниях.Знания отвлекают от болезни
Фото: пресс-служба проекта госпитальных школ "УчимЗнаем"
Московский проект "УчимЗнаем" появился в 2014 году. Его цель – создать в больницах полноценную образовательную среду для детей, находящихся на длительном лечении. Это пациенты онкологических отделений, те, кто пережил трансплантацию донорских органов, тяжелые травмы и другие серьезные проблемы со здоровьем.
Занятия проходят в двух форматах:
групповые и
индивидуальные. Первые – для ребят, которым разрешено выходить из палаты и контактировать с другими. Вторые – для тех, кто по рекомендации врачей пока не может отвлекаться от процесса лечения. При необходимости педагоги организуют и дистанционный формат.
Сейчас в проекте – более
200 тьюторов, которые ежедневно обучают ребят математике, русскому, истории, иностранному языку, географии и другим предметам. Также есть программа для начальных классов, дошкольные отделения и дополнительные творческие уроки. В среднем ежегодно
5 000 детей проходят обучение в госпитальной школе.
В феврале 2024 года два педагога проекта
стали лауреатами Всероссийской премии "Будем жить!", которая вручается за вклад в борьбу против рака.
Сергей Собянин высоко оценил работу тьюторов.
Стать учащимся может ребенок, находящийся на лечении в столичной больнице длительное время – от 21 дня (на этот период он зачисляется в ГБОУ Москвы "Школа № 109").
Педагоги и создатели проекта уверены, что обучение в госпитальной школе не только позволяет детям получать полноценное образование, но и помогает юным пациентам отвлекаться от трудного процесса лечения. В свою очередь, индивидуальный, заботливый подход тьюторов нередко заново открывает предметы, которые не были интересны подросткам в традиционной школе.
"Ученики меняют нас к лучшему"
Фото: пресс-служба проекта госпитальных школ "УчимЗнаем"
Заместитель директора ГБОУ "Школа №109" по специализированному структурному подразделению "Госпитальная школа "УчимЗнаем", учитель географии Иван Гусев уже на пятом курсе геофака МПГУ задумался, куда идти работать. Молодой человек понимал, что хочет не просто освоить профессию и сидеть в школе "от звонка до звонка", а найти свою миссию, предназначение. Как раз в этот момент декан факультета сообщила, что идет поиск педагогов в госпитальную школу, созданную на базе Национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева.
Тогда, в 2014 году, проект только зарождался. И Иван гордится тем, что стал членом команды и одним из первых преподавателей.
И тут важен правильный настрой: болезнь не должна вызывать страх и угнетение.
"Нужно понимать, что она стала частью жизни, возможно, продолжительной ее частью. Но также в жизни есть и радость, новые знания, интерес, которые никто не отменял. И приходящие сюда учителя четко осознают необходимость дать подростку то, что у него и должно быть в этом возрасте: школьные уроки, радость, праздники, мероприятия, дружбу", – поделился тьютор.
По его словам, госпитальному педагогу важно понимать, что урок всегда может пойти не по плану: многое зависит от настроения, самочувствия и возможностей ребенка. Поэтому преподавателю нужно быть очень гибким, уметь перестраиваться, адаптироваться.
За 10 лет у Ивана накопилось множество историй успеха и поводов для гордости за своих учеников. Например, лет семь назад у географа была ученица восьмого класса, с которой он занимался год. Она испытывала явный интерес к предмету: внимательно слушала, идеально рисовала карты. Но тьютор еще не догадывался, что она хочет сделать географию и педагогику своей будущей профессией: девушка поступила на географический факультет и сейчас преподает в школе.
Еще одна мотивирующая история – про семиклассника, в котором одновременно проснулась любовь к географии и рисованию.
"Часто я своим ученикам показывал подробную карту Африки, которую нарисовал на листке тетради еще в школе. И этот семиклассник попросил меня дать ему карандаши. Неделю он работал над картой и сделал практически все то же самое, что и я когда-то. Получился настоящий шедевр – карта, которую можно "читать" как увлекательную книгу о мире африканского континента. После выздоровления он забрал ее домой, и я знаю, что он стал отличником по этому предмету", – рассказал Гусев.
Педагог уверен, что
в госпитальной школе ребенок может достигнуть таких результатов, которых не было в обычной.Но несмотря на оптимизм учителей и усилия врачей, иногда болезнь оказывается сильнее. Иван
за 10 лет помнит каждую потерю.
В тот же день географ нашел схему кубика и научился собирать его. "Я полжизни думал о том, что надо бы освоить головоломку, но все было некогда. А когда увидел ребенка, который понимал, что у него осталось не так много времени (а они все понимают), взял и сделал это. Ученики меняют нас к лучшему, мотивируют идти вперед", – уверен педагог.
Эта история стала ярким примером постижения чего-то нового, несмотря на обстоятельства, добавил Иван.
Путешествия из больничной палаты
Фото: пресс-служба проекта госпитальных школ "УчимЗнаем"
Тьютор начальных классов Татьяна Брежнева признается, что выбор работы стал для нее поворотным моментом. В 2017 году педагог посетила форум "Образование" на ВДНХ, где выступал руководитель проекта Сергей Шариков.
По словам Татьяны, занятия в госпитальной и обычной школах имеют несколько важных отличий. То, что чаще всего пресекается на традиционных занятиях, в стенах больницы, наоборот, приветствуется.
Здесь рады, если ученик громко смеется, шутит на уроке и бегает на перемене.
Кроме того, госпитальный учитель ни при каких обстоятельствах не должен давать слабину. И важно правильно вести себя, зная, что перед тобой тяжело болеющий ребенок. "И как бы ни было больно смотреть в глаза ученику и его родителям, нельзя показать, что что-то идет не так", − подчеркнула тьютор.
Еще одна особенность образовательной программы: здесь идет большой
уклон на социализацию ребенка. Это очень важно для детей начальных классов, которые надолго выпадают из учебного процесса. Когда ребенок идет в первый класс в больничных стенах, педагоги устраивают для него торжественную линейку, чтобы он не чувствовал, что из-за болезни пропускает что-то важное в жизни.
Именно поэтому учителя стараются предлагать всевозможные олимпиады, в которых школьники могут принять участие, проявить силы и получить заслуженную награду. "Для них это чрезвычайно важно. Ребята очень гордятся, когда возвращаются в свою школу с кипой наград", − отметила Татьяна.
Также госпитальные учителя должны быть готовы, что каждый их урок, даже индивидуальный, будет открытым. Ведь в палате может находится медицинский персонал, другие маленькие пациенты, родители или опекуны.
"Задать вопрос по теме может ребенок, лежащий на соседней кровати. Иногда медперсонал интересуется, как лучше объяснить предмет своим детям. А совсем недавно мы разбирали стихотворения и биографию Пушкина, а потом я услышала, как одна мама пересказывает кому-то по телефону мой рассказ.
Госпитальная школа − это открытое пространство, которое преобразовывает всех, кто рядом", − рассказала педагог.
Татьяна со своими учениками всегда на связи, даже во время отпуска.
Педагог поддерживает отношения с каждым из своих учеников: ребята рассказывают о своих увлечениях, оценках, победах. И учитель понимает, что многие хобби зародились как раз в больничных стенах.
От трансплантации до красного диплома
Фото: пресс-служба проекта госпитальных школ "УчимЗнаем"
Заместитель руководителя проекта "УчимЗнаем", тьютор по истории Иван Долуев тоже работает в проекте 10 лет с момента его основания. Тогда учитель, только что окончивший вуз, без раздумий принял предложение поработать в госпитальной школе.
"Мой отец – врач, и он с детства учил меня помогать людям, которые имеют проблемы со здоровьем. И у меня всегда было очень правильное отношение к ним. Конечно, первое время было нелегко. Например, для меня было в новинку, что во время урока рядом могли находиться медперсонал или родители ребенка", − признался учитель.
Одна из учениц стала настоящим вызовом для педагога. Восьмиклассница Маша
(имя изменено) находилась в переходном возрасте, боролась с онкологией, потеряла волосы и была прикована к инвалидному креслу. Из-за болезни у нее отказали нижние конечности. Все это наложило определенный отпечаток на характер девушки, и она была довольно резкой и прямолинейной. Если ей что-то не нравилось, она прямо могла сказать учителю об этом. Поэтому некоторые тяжело воспринимали взаимодействие с ней. Когда же Ивану сообщили, что он будет вести занятия у нее, историк тоже испытал некоторое волнение.
"Когда я зашел к Маше, то сразу стал смотреть, что ее окружает. Так можно понять увлечения ребенка. И я увидел, что рядом с ней женские журналы, где обычно пишут про моду, актеров. И у меня промелькнула мысль, что наверняка ей нравится читать биографии звезд, факты про их личную жизнь", − рассказал педагог.
Так учитель подал тему про дворцовые перевороты в XVIII веке как статью в журнале. Педагог рассказал биографии, козни и интересные факты о жизни тех, кто участвовал в этом периоде истории. Урок прошел интересно и без проблем.
"Эта журнальная история вылилась в то, что девочка начала увлекаться написанием исторических рассказов и романов. Сейчас ей уже 20 лет, она жива-здорова, приходит на встречи проекта", − отметил он.
Еще одна гордость педагога − десятиклассник Алексей
(имя изменено), чья история стала настоящим примером силы духа и жажды знаний. Мальчик сразу обозначил, что хочет сдавать ЕГЭ по истории, а потому педагог давал ему больше материала, чем положено. Леша упорно шел к своей цели: учил, готовился, интересовался, читал. А в начале 11-го класса пережил пересадку костного мозга. После такого вмешательства нередко страдают когнитивные функции человека – память, речь, мышление. В таком состоянии готовиться к экзаменам почти невозможно. Но не для Алексея.
Подросток так увлекся биографией государственного деятеля Петра Столыпина, что написал о нем статью, с которой выступил на студенческой конференции прямо из больничной палаты и ответил на вопросы слушателей. Результат всех усилий: высокий балл на ЕГЭ, поступление в РАНХИГС на государственное управление, окончание вуза с красным дипломом, дальнейшая учеба в НИУ ВШЭ.
До сих пор Алексей встречается со своим учителем. В свою очередь, тьютор признается, что история подростка для него – особенная гордость. И таких поводов для гордости будет еще очень много.
Мартовская Маргарита