Форма поиска по сайту

"Разоблачи "свинью". Почему голливудские актрисы возненавидели французских

общество соцсети #MeToo

19 января 2018, 15:56

"Французские актрисы полны женоненавистничества", − уверены голливудские старлетки. "Сами флиртовали с продюсерами, чтобы получить роль, а теперь жалуетесь, что стали жертвами домогательств", − парируют француженки.

Фото: AP/John Carucci

Все началось со статьи об обвинениях в адрес Харви Вайнштейна, опубликованной в The New York Times 5 октября. После этого американская актриса Алисса Милано написала в Twitter: "Если вы подвергались сексуальным домогательствам или оскорблениям, напишите me too в ответ на этот твит".

За первые 24 часа хештег #MeToo использовало более 500 тысяч женщин, которые рассказывали, как сталкивались с сексуальными домогательствами или оскорблениями, в том числе звезды шоу-бизнеса Леди Гага, Бьорк, Кортни Лав, Эшли Джадд, Анджелина Джоли, Гвинет Пэлтроу, и многие другие.

Инициативу Алиссы Милано подхватила модель Кэмерон Расселл, которая запустила в своем Instagram ветку, посвященную недобросовестному поведению мужчин в сфере моды. В ней своими историями о домогательствах анонимно поделилось более 50 моделей.

Вскоре в интернете появился список с фамилиями мужчин из шоу-бизнеса, которых женщины обвиняют в "сексистском поведении". Список постоянно пополняется, причем среди обвинений встречаются такие, как "двусмысленная ухмылка".

Публицист The BuzzFeed Дори Шафрир в связи с этим предупредила, что "ситуация становится очень запутанной, когда вы смешиваете все эти виды поведения в одном анонимном списке неподтвержденных обвинений в адрес десятков поименно названных мужчин". Вуди Аллен назвал происходящее "охотой на ведьм". После того как американская Академия кинематографических искусств и наук исключила Харви Вайнштейна из своих рядов, телеведущий Джон Оливер отметил, что ничего подобного не предпринималось, например, в отношении режиссера Романа Полански, который в 1977 году признал себя виновным в сексе с 13-летней девочкой, а затем бежал из США.

Но отдельные трезвые голоса быстро потонули в массовой истерии. Как сообщил американский Национальный юридический центр для женщин, после начала акции #MeToo количество звонков от женщин и мужчин, утверждающих, что они подверглись сексуальному домогательству, выросло вдвое.

Акция Me Too в Лос-Анджелесе. Фото: ТАСС/Zuma/Ronen Tivony

Истерия перекинулась и в Европу. В ходе опроса, проведенного BBC, около половины женщин и каждый пятый мужчина в Великобритании заявили, что в той или иной степени подвергались сексуальному домогательству во время учебы или на работе. "Насколько верны эти утверждения? − задается вопросом информагентство. − В обстановке нынешних массовых обвинений очень трудно отделить правду от вымысла. Почему все жертвы молчали до сих пор и только теперь заговорили, тем более что доказательств фактически нет? К сексуальному домогательству уже относят и дружеское прикосновение, и романтические ухаживания".

В Швеции компанию #MeToo поддержало около 2 тысяч женщин, занятых в индустрии шоу-бизнеса. Кроме того, о "сексистских приставаниях" со стороны ведущих политиков Евросоюза заявили министры шведского правительства Маргот Вальстрем и Аса Регнер.

#MeToo накрыла и Европарламент, где сотрудницы обвинили нескольких депутатов, которые якобы их "лапали" и "зажимали". Эту тему даже планируется вынести на специальное заседание Европарламента, и уже создана парламентская комиссия по расследованию таких жалоб.

Французские феминистки пошли еще дальше американских актрис и запустили в соцсетях хештег #BalanceTonPorc − "разоблачи свинью", призывая женщин сообщать о всех лицах, подозреваемых в сексуальных домогательствах.

"А еще не дали должность"

Быстро и незаметно борьба за достоинство женщин перерастает из интернет-кампании в способ сведения личных и политических счетов. Наряду со списком мужчин, виновных в "сексистском поведении", по феминистским соцсетям начали распространятся списки мужчин, которые обошли женщин при назначении на высокие должности в различных компаниях, включая Apple, Sony, Fox и других.

На #MeToo обратили внимание и бойцы пропагандистского фронта. Главный рупор американских демократов, газета The New York Times, практически в каждой статье о кампании #MeToo напоминает, что "обвинения в адрес господина Вайнштейна начались чуть более года спустя после опубликования записи программы Access Hollywood, на которой Дональд Трамп, тогда еще кандидат в президенты, хвастался, что лапает женщин".

Фото: ТАСС/Somer/ABACA

Мелинда МакГилливрей, которая выступила в прошлом году с обвинениями против Трампа, "облапавшего ее в своем клубе Mar-a-Lago во Флориде в 2003 году" (Трамп это отрицает), заявила, что участие в движении #MeToo Гвинет Пэлтроу и Анджелины Джоли "благодаря их звездной славе вдохновляет женщин высказать свои обвинения".

Не могло обойтись и без очередного упрека в адрес России. Влиятельный американский журнал Foreign Policy опубликовал большую статью о том, как скандал с Харви Вайнштейном и движение #MeToo воспринимают в нашей стране. Оказалось, что неправильно.

"Прокремлевский веб-сайт глянцевой журналистики и телеканал Life, освещающий эту историю с большим энтузиазмом, отзываются о Вайнштейне весьма почтительно, − утверждает издание. − Он даже оправдывает его, называя секс-машиной". Возмутившись тем, что ведущий государственного "Первого канала" Иван Ургант пошутил про Вайнштейна, журнал сделал вывод, что "в глубоко патриархальном российском обществе обе стороны политического спектра выражают недовольство жертвами скандала, а не Вайнштейном".

"Движение #MeToo поднимает множество вопросов о культуре насилия в отношении женщин и заставляет различные отрасли СМИ, в том числе журналистику, анализировать собственное поведение. Однако Россия даже не пытается проводить такой самоанализ", − возмущается Foreign Policy.

"Атмосфера тоталитарного общества"

Казалось, что весь гнев участниц движения #MeToo теперь обрушится на Россию. Однако французские актрисы преподнесли своим голливудским коллегам неприятный сюрприз. 10 января газета Le Mond опубликовала открытое письмо, которое подписали 100 французских актрис, писательниц, художниц во главе с Катрин Денев.

Фото: ТАСС/Сергей Фадеичев

"Изнасилование − это преступление. Но настойчивые или неловкие ухаживания нельзя считать правонарушением, а комплименты − проявлением мужланской агрессии, − говорится в письме. − Сегодня обретенная женщинами свобода снова превращается в свою противоположность: нам предписывают говорить то, что должно, и молчать о том, что не вписывается в общую картину. А тех, кто не согласен подчиниться, начинают воспринимать как предательниц и соучастниц преступлений".

"Хештег #MeToo повлек за собой в прессе и социальных сетях целую кампанию доносов и публичных обвинений в адрес людей, которым даже не предоставили возможности дать ответ и оправдаться, а с ходу поставили их на один уровень с сексуальными агрессорами, − констатируют авторы письма. − У этого самосуда уже есть жертвы: мужчины не смогли продолжить нормально работать, были вынуждены уволиться лишь потому, что когда-то попытались дотронуться до колена или поцеловать, говорили на интимные темы во время рабочих обедов или отправляли сообщения сексуального характера женщине, которая не испытывала к ним взаимности". Это правда. В Великобритании бывший министр Уэльса Карл Сэрджент, обвиненный в неподобающем поведении, покончил с собой, а министр обороны Майкл Фэллон ушел в отставку после обвинения, что в 2002 году положил руку на колено журналистке Джулии Хартли-Брюэр, о чем она сообщила 15 лет спустя в радиоэфире.

"Горячее стремление отправить "свиней" на бойню отнюдь не помогает женщинам обрести независимость, а лишь служит интересам врагов сексуальной свободы − религиозных экстремистов, самых упертых реакционеров, и всех тех, кто в силу викторианской морали считает, что женщины − особые существа, дети с лицами взрослых, которые нуждаются в защите, − отмечается в письме. − Мужчинам же предписывается признать вину и раскопать в своем ретроспективном сознании неуместное поведение, которое они могли проявить десять, двадцать или тридцать лет назад и за которое им теперь необходимо покаяться. Публичная исповедь, вторжение самопровозглашенных прокуроров в личную жизнь − все это формирует атмосферу тоталитарного общества".

Французы горячо поддержали это письмо. "Франция показывает миру пример, сопротивляясь англо-саксонскому феминизму! − написала Le Figaro. – Радостно видеть, как французские женщины защищают мужчин и критикуют окружающую их атмосферу запугивания. Это означает, что национальный дух Франции все еще жив".

Акция феминисток против режиссера Романа Полански перед ретроспективным показом его фильмов в Париже. Фото: ТАСС/Apaydin Alain/ABACA

Зато на другом берегу Атлантики публикация письма предсказуемо вызвала шквал негодования. Американские газеты принялись вспоминать, что Катрин Денев прославилась в первую очередь своей ролью проститутки в фильме Брюнеля "Дневная красавица" 1967 года. В вину актрисе поставили и то, что в марте Денев встала на защиту режиссера Романа Полански.

Между тем предполагаемая жертва Полански Саманта Геймер, которая давно его простила, сказала итальянской газете La Repubblica, что совершенно согласна с Катрин Денев. "Женщинам нужны равенство, уважение и сексуальная свобода, − заявила она. -− Мы добьемся этого сами и не будем никого просить нас защитить".

Тем не менее голливудские актрисы вынесли француженкам свой приговор. "Денев и другие женщины, подписавшие это письмо, показали миру, как их внутреннее женоненавистничество лоботомировало их окончательно и бесповоротно", − записала в своем Twitter Азия Ардженто.

"Подобные комплименты прекрасны"

Впрочем, старая гвардия не намерена сдаваться. Через неделю после публикации письма в La Mond Катрин Денев заявила газете Liberation, что хештеги #MeToo и #BalanceTonPorc подталкивают женщин к доносам: "Кто может гарантировать, что тут обойдется без манипуляций и подлости и что невиновных не доведут до самоубийства?" Денев объяснила, что подписала "Письмо 100", потому что сегодня возникла угроза чисток в искусстве. "У нас станут сжигать де Сада вместе с Плеядой? Называть Леонардо да Винчи педофилом и срывать его полотна? Убирать Гогена из музеев? У меня просто нет слов при виде этой атмосферы цензуры, которая вызывает опасения насчет будущего наших обществ", − отметила актриса.

"Я люблю свободу. Мне не по душе характерная черта нашей эпохи, которая заключается в том, что каждый считает себя вправе судить и осуждать. В эту эпоху простое обвинение в социальных сетях может повлечь за собой наказание, увольнение и даже довольно часто самосуд в СМИ", − объясняет Денев. "Нам нужно жить вместе, без "скотов" и "шлюх", − призывает актриса. Впрочем, другая французская звезда прошлого века, Бриджит Бардо, настроена гораздо радикальнее. В интервью британскому еженедельнику Independent она раскритиковала участниц кампании #MeToo, обвинив их в лицемерии.

"Многие из них флиртовали с продюсерами, чтобы получить роль, − заявила актриса. − Затем, чтобы привлечь к себе внимание, они начали жаловаться, что стали жертвами домогательств. В реальности же это скорее сыграло против них, нежели принесло выгоду, потому что большая часть их историй − нелепые и неинтересные".

Митинг против сексуального насилия и домогательств в отношении женщин в Париже. Фото: Somer/ABACA

Бардо отметила, что, несмотря на статус секс-символа, она никогда не становилась жертвой домогательств или сексуального насилия. Наоборот, ей нравилось получать внимание и комплименты в свой адрес. "Я считала очаровательным, когда мне говорили, что я красивая и у меня милый маленький зад. Подобные комплименты прекрасны", − добавила 83-летняя актриса.

Блочейн вам в помощь

Между тем юристы во всем мире лихорадочно придумывают способы защитить женщин от сексуальных домогательств. В Швеции в срочном порядке уже подготовлен законопроект, согласно которому лицам, желающим вступить в сексуальную связь, необходимо получить письменное согласие партнера.

Голландцы пошли дальше, взяв на вооружение современные технологии. Компания LegalFling объявила о запуске одноименного приложения, которое позволяет случайным партнерам дать друг другу согласие на секс и юридически оформить его через интернет. Помимо знакомств внутри сервиса пользователи смогут заключать соглашения в популярных приложениях, таких как WhatsApp, SnapChat и других.

Сервис LegalFling основан на технологии блокчейн, которая используется в криптовалюте биткойн. Особенность этой технологии в том, что информацию нельзя изменить "задним числом", то есть согласие на секс будет зафиксировано на века, точнее – пока будет функционировать сервер, на котором хранится информация с этим согласием.

Надежность влечет за собой и некоторые неудобства: чтобы отозвать согласие на секс, необходимо снова зайти в приложение и зафиксировать свой отказ в письменной форме.