Минкульт России
может запретить ходить в музеи с сумками и рюкзаками. Посетители должны будут сдавать свои вещи в гардероб. Инициатива связана с инцидентом в Государственном историческом музее, где журналисты одного из известных изданий
повесили в выставочном зале фотографию императрицы Александры Федоровны, чтобы проверить безопасность культурного учреждения. Разбираемся, насколько необходимы такие запреты и как это скажется на музеях.
Фото: Агентство Москва/пресс-служба Третьяковской галереи
Нападение, кража и перформансы
В последнее время российские музеи не раз становились площадкой, на которой разворачивались скандальные инциденты. Например, в мае прошлого года в Третьяковской галерее мужчина несколько раз ударил металлическим столбиком ограждения по знаменитой картине Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года". Злоумышленник
порвал полотно в трех местах, однако самая ценная часть картины – изображения лиц и рук царя и царевича – оказалась неповрежденной.
Сейчас житель Воронежа Игорь Подпорин обвиняется в повреждении особо ценного объекта культурного наследия (часть 2 статьи 243 УК РФ, наказание – до шести лет лишения свободы). Он уже частично
признал вину, но будет находиться под стражей до конца августа.
Саму картину сейчас планируют отреставрировать, стоимость первого этапа реставрационных работ
оценивается в пять–десять миллионов рублей. После анализа картины сделали вывод, что восстановить произведение без дублирования холста невозможно.
В конце января уже этого года еще один посетитель Третьяковки – Денис Чуприков –
открыто похитил полотно художника Архипа Куинджи "Ай-Петри. Крым" из выставочного зала галереи. По видео с камер наблюдения было видно, что похититель спокойно снял картину со стены, взял в руки и пошел к выходу. По дороге его никто не остановил и не задержал. Чуприкова удалось поймать по горячим следам в подмосковном поселке Заречье, картину нашли на стройке в Одинцовском районе. На следующий день после ареста похитителя ее передали музею.
Фото: Агентство Москва/Ведяшкин Сергей
Мужчине предъявили обвинение по статье "Хищение предметов, имеющих особую ценность, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой". Следствие полагает, что у него были сообщники, которые пока не установлены. Сам обвиняемый раскаялся в содеянном. По словам мужчины, он
хотел привлечь к себе внимание, а также заявил, что кража картины была его собственным решением.
И вот 20 марта опять же в Третьяковской галерее
устроил перформанс практически голый мужчина: пройдя несколько залов, он остановился у картины Михаила Врубеля "Принцесса Греза" и простоял некоторое время, демонстрируя посетителям свою фактуру. В это время его подельник успел повесить собственную картину.
Сотрудники музея не успели нажать тревожную кнопку, из-за чего главный участник успел беспрепятственно покинуть здание. По словам художников, которые принимали участие в акции, они
хотели таким образом обратить внимание на современное искусство.
Очередной "перформанс" произошел 24 марта в Государственном историческом музее. Неизвестные
принесли фотографию императрицы Александры Федоровны и повесили ее в музее. Фото разместила группа из пяти человек с четко прописанными ролями: одни отвлекали смотрительницу, другие снимали на камеру, третьи вешали картину. Раму подобрали примерно такую же, как и у экспонатов.
Позже выяснилось, что повесили лишний экспонат на выставке "Николай II. Семья и престол" журналисты одного из популярных изданий. Руководство музея
назвало этот поступок "гнусным и отвратительным". А Союз музеев России счел
провокацией акцию журналистов.
На этом месте должна была висеть картина Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван". Фото: Москва 24/Антон Великжанин
"Довести до абсурда можно все"
После череды таких "перформансов" директор департамента музеев Минкультуры Владислав Кононов
заявил, что в ближайшее время посетителей могут обязать сдавать в гардероб сумки и рюкзаки.
"Есть способы исключить подобное в принципе, например, запретив вход в музеи с любыми сумками или рюкзаками или обязав сдавать их в камеру хранения", – пояснил Кононов. При этом он признал, что новые правила могут создать неудобства для посетителей.
Начальник управления музейно-туристского развития "Мосгортур" Иван Гринько считает, что федеральные музеи вполне способны обеспечить посетителей камерами хранения.
"Если говорить про федеральные, то у них должно хватить ресурсов на обеспечение необходимым количеством гардеробных ячеек, исходя из их текущей посещаемости. Другое дело, это не всегда возможно, когда музей находится в приспособленных зданиях, но я не вижу в этом ничего невозможного", – пояснил эксперт.
Однако, по его словам, наличие камер хранения не обезопасит музеи от дальнейших "перформансов".
"Это вообще не взаимосвязано. Понятное дело, что сейчас из-за инцидента с Куинджи и другими случаями некоторые люди хотят словить хайп. Хайп закончится, закончатся и инциденты. Никакой прямой корреляции", – заключил собеседник Москвы 24.
Фото: Агентство Москва/Мобильный репортер
В свою очередь, председатель общественной организации "Гражданская безопасность" Сергей Гринин рассказал, что и сейчас крупногабаритные вещи посетителям музея нельзя проносить на выставку.
"По большому счету всем будет удобнее, если музеи будут с камерами хранения. Понятно, что дамская сумочка никому не помешает, но вообще наличие посетителей с вещами неудобно в первую очередь окружающим. Я еще не говорю про рюкзаки и чемоданы. Поэтому, планируя поход в музей, можно заблаговременно не брать с собой лишних вещей", – пояснил он.
При этом, по его словам, необходимо, чтобы за вещи, оставленные на хранение, была строгая ответственность.
"Если запрещено носить с собой какое-то имущество, то оно должно сдаваться на хранение удобно и безопасно, а не так, как в супермаркетах, когда ящички свободно открываются гвоздем. Вопрос о том, как это технически осуществить, это задача Минкульта или самих музеев", – добавил эксперт.
Он отметил, что везде важен разумный баланс интересов музея и посетителей.
"Например, в Третьяковке запрещено есть и пить в музее, включая бутилированную воду. Наличие воды в руке может представлять опасность для экспонатов, являющимися национальной ценностью. Это вещи, которые ценятся из поколения в поколение, поэтому оберегать их надо", – подчеркнул Гринин.
Федотов Анатолий