Форма поиска по сайту

Не только Лавра: Сергий Радонежский и храмы Москвы

Фото: m24.ru/ Виктория Виатрис

3 мая исполняется 700 лет со дня рождения Сергия Радонежского. Монах, наставник, основатель Троице-Сергиевой лавры, служивший идее объединения государства и прекращения междоусобиц, человек, которого уже при жизни называли святым - в России сотни храмов носят его имя, десятки из них расположены в Москве и Подмосковье. О самых интересных из них рассказывает М24.ru.

"Любовью и единением спасемся"

Точный день рождения Сергия Радонежского неизвестен, но Русская православная церковь считает датой его появления на свет 3 мая 1314 года. Благодаря житию, написанному учеником Радонежского Епифанием, мы знаем, что Варфоломей (имя, данное Сергию при крещении) родился недалеко от Ростова Великого в семье бояр. В 7 лет мальчика и двух его братьев отдали в учение к дьячку, но грамота ему не давалась.

Все изменилось после того, как Варфоломей встретил в поле молившегося старца-черноризца. Мальчик попросил помолиться и за то, чтобы Бог помог ему научиться читать. И случилось чудо: в тот же день он начал складно читать, а вскоре любимыми его книгами стали жития святых и летописи. Старец же предсказал родителям мальчика, что сыну их суждено создать обитель Святой Троицы, и он "многих приведет вслед за собой к пониманию Божьих заповедей".

Когда Варфоломей был подростком, его семье пришлось покинуть родные земли и перебраться в город Радонеж недалеко от Москвы. Мечтой Варфоломея была монашеская жизнь, после смерти родителей он сместе со старшим братом Стефаном (к тому времени овдовевшим и принявшим монашество с именем Стефан) отравился на "взыскание места пустынного", которое нашлось на холме Маковец неподалеку от Радонежа. Там братья поставили два сруба — один под церковь, а другой под келью. Церковь освятили во имя Святой и Живоначальной Троицы. Так начиналась история известной на весь мир Троице-Сергиевой Лавры.

Варфоломей принял иноческий сан с именем Сергий, постпенно собрал вокруг себя учеников. Он показывал им пример во всем: сам дрова рубил, воду носил, и огород развел, и плотничал. Смирение, терпение, любовь к Богу и ближним прославили Сергия, к нему потянулись люди: не только за советом и добрым словом, но и за исцелением.

Преподобному приписывают чудесные случаи избавления людей от разных недугов - с годами, согласно житию, у него развились способности к пророчеству и предвидению. Так, Сергий Радонежский предсказал победу московскому князю Дмитрию в Куликовской битве. Ученик Сергия Епифаний рассказывал, что преподобный видел, что происходило за сотни верст, "с расстояния во много дней ходьбы так, словно находился поблизости".

Вся обитель стояла на молитве за русское воинство, время от времени игумен прерывал молебен, чтобы поведать братии о ходе битвы, называл имена погибших и тут же читал по ним заупокойные молитвы. И, наконец, с радостью возвестил об окончательной победе.

Гонец с Куликова поля только через четыре дня примчался в Москву с доброй вестью, а в Святотроицкой обители уже праздновали победу русского воинства. После Куликовской битвы великий князь стал относиться к радонежскому игумену с еще большим благоговением. Перед смертью князь Дмитрий позвал Сергия скрепить его духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.  

Людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения. Даже уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался.

Сергий Радонежский один из самых почитаемых в России святых. Сейчас, как и сотни лет назад, актуальны его слова «Любовью и единением спасемся». В его честь созданы сотни храмов по всей стране. В честь юбилейной даты будут отреставрированы более 700 храмов и пределов, которые носят имя Сергия Радонежского, а в Свято-Троицкой Сергиевой лавре пройдут масштабные реставрационные работы, по объему сравнимые только с восстановлением храма после сожжения одним из монгольских ханов.

Свято-Троицкая Сергиева лавра

Фото: www.stsl.ru

Датой основания Троице-Сергиевой лавры принято считать 1337 год, когда Варфоломей и Стефан поселились на холме Маковец. Вскоре Стефан ушел в Московский Богоявленский монастырь, не выдержав всех тягот пустынножительства, и его брат, принявший иноческий сан с именем Сергий, остался один. Но ненадолго. Вскоре к нему потянулись люди, нуждающиеся в духовной помощи, и другие иноки. Любопытный факт: долгое время иноков — учеников Сергия, было ровно 12, как апостолов у Христа. Они построили двенадцать келий и обнесли обитель забором.

Постепенно слава Сергия и монастыря росла, в обитель стали обращаться все, от крестьян до князей; многие селились по соседству, жертвовали ей свое имущество. Сергий запрещал просить, но он не запрещал брать подаяние, если оно идет от чистого сердца. Благодаря им пустынь обратилась в богатый монастырь, сожженный в 1408 году татарским ханом Едигеем.

Первым каменным строением на территории восстановленной обители стал Троицкий собор, возведенный при игумене Никоне – любимом ученике Сергия. В росписи храма участвовали Андрей Рублев и Даниил Черный, для иконостаса собора была написана знаменитая "Троица".

Троицкий собор почитался московскими князьями: здесь совершались молебны перед походами и после их окончания, "крестоцелованием" скреплялись договоры, совершалось крещение наследников престола.

Крестили здесь и долгожданного сына князя Василия III, будущего царя Ивана Грозного. Впоследствии он часто бывал в обители, вкладывал деньги в ее развитие: при нем монастырская территория приобрела сегодняшние размеры, по периметру возвели белокаменные стены. В итоге Троицкий монастырь, ставший к концу XVI века крупнейшим в России, превратился в мощную крепость (осада монастыря польско-литовскими интервентами, начавшись в 1608 году, длилась 16 месяцев, но все приступы 15-тысячной армии Лжедмитрия II были отбиты. После победы слава монстыря, а вместе с ней и пожертовования многократно выросли, что помогло быстро восстановить разрушенное и возвести новые объекты - царские хоромы, церковь Зосимы и Савватия, Больничные палаты). Стрелецкий бунт за стенами монастыря пережидали царевичи Петр и Иоанн Алексеевичи с царевной Софьей, затем Петр скрывался здесь во время выступления стрельцов, присягнувших Софье. Именно в Троице-Сергиевом монастыре произошла расправа над сторонниками Софьи, и отсюда уже единовластным правителем Петр уехал в Москву. При нем в обители появилась великолепная барочная трапезная с храмом преподобного Сергия Радонежского.

Преемники Петра Великого, основавшего новую столицу Санкт-Петербург, не проявляли большого интереса к судьбе монастыря. И только с приходом к власти Елизаветы Петровны наступил новый период расцвета обители. При ней в 1744 году Троице-Сергиев монастырь получил титул лавры. Так именовали некоторые крупнейшие мужские православные монастыри, как правило, подчиненные патриарху. Существует легенда, что Елизавета Петровна очень оригинальным способом ходила на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру пешком из Москвы: в день она проходила 2-3 км, после чего отправлялась в карете во дворец. На следующий день карета привозила ее к тому месту, откуда и забрала, и Елизавета проходила еще немного.

В XVIII—XIX веках лавра стала одним из богатейших монастырей Росси, но революция 17-го года привела к ее закрытию. На территории обители открылся историко-архитектурный музей, на переплавку изъяли большую часть лаврских колоколов (уцелели колокол "Лебедь" 1593 года и древнейший "никоновский" 1420 года).

К концу 1930-х памятники Лавры были сильно разрушены, частично перестроены и приспособлены под жилье и хозяйственные нужды. Лишь в 1946 году благовест колокола "Лебедь" возвестил о начале богослужения в Успенском соборе, а патриарх Алексий I заново освятил трапезный храм Сергия Радонежского.

Несмотря на трудности послевоенного времени, удалось ликвидировать аварийное состояние памятников, выполнить капитальную реставрацию ряда построек. В то время это были крупнейшие в СССР реставрационно‑восстановительные работы, они постепенно продолжались все последующие годы. В 1993 году архитектурный ансамбль лавры, куда входят около 50 зданий различного назначения, построенными лучшими зодчими XV—XIX веков, вошел в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Собор Сергия Радонежского в Высокопетровском монастыре (1690—1694)

Фото: vpmon.ru

Высокопетровский мужской монастырь, расположенный на Петровке, известен с 1377 года, но основная часть современного архитектурного комплекса монастыря сооружена в XVII—XVIII  вв. В частности, собор Сергия Радонежского возведен в 1690-1694 по приказу Петра I после стрелецкого бунта в благодарность за спасение семьи в стенах Троице-Сергиева монастыря и за то, что св. Сергий внял молитвам Петра I, которого он просил о помощи в борьбе с сестрой Софьей.

Сам Петр активно укреплял Высоко-Петровсктий монастырь, тогда как его сестра Софья — Новодевичий. Даже центральный крест храма во имя Сергия Радонежского был украшен короной, чтобы показать, что здесь молельня будущего государя. При входе в храм было построено царское крыльцо (замененное новоделом в начале 2000-х). А Трапезная церковь повторила Трапезную Троице-Сергиевой Лавры в память о спасении Петра I во время стрелецкого бунта.

В 1812 году монастырь разграбили наполеоновские войска, а в храме Сергия находилась их конюшня. Позже храм был восстановлен, но без прежнего блеска. После революции монастырь официально закрыли, но он продолжал работать подпольно, на что пожаловались рядом живущие партийцы, это положило начало очередному разграблению. Из монастыря вывезли 40 пудов "цветного лома", 2 кг серебра, позолоченный иконостас. Висячие подсвечники надлежало сдать в Рудметаллторг, а "не имеющие музейного и антикварного значения" иконы предписывалось использовать как стройматериал для нужд Исторического музея.

В начале Великой Отечественной войны в храме Сергия Радонежского начиняли порохом зажигательные бомбы. Уже в мирное время в "трапезной части" собора занимались акробатикой и гимнастикой, в центральной части - тяжелой атлетикой, а в алтаре сидели тренеры. В 50-е годы монастырь отдали Министерству культуры СССР: в храме Сергия Радонежского построили два этажа и комнаты, где сидели сотрудники, а в алтаре – дирекция.

Также храм стал репетиционной площадкой танцевального ансамбля "Березка", в братских кельях разместился Литературный музей, остальные помещения использовались как запасники произведений изобразительного искусства. Не особо заботились о сохранности построек и при строительстве московского метро: территория Высокопетровского монастыря заваливалась мусором и грунтом, из-за чего храмы ушли в землю почти на 2 метра.

В 1992 году храм передали общине верующих, и здесь были возобновлены богослужения, сейчас в нем хранятся частицы мощей Сергия Радонежского. В целом обитель восстановлена так, как она должна была выглядеть при Петре Великом.

Храм Сергия Радонежского в Крапивниках (1678)

Церковь "в Старых Серебряниках", "на Петровке у Трубы", "в Крапивниках" упоминается в документах с 1591 года. Первоначально строение было деревянным, и после пожара его сменила каменная церковь, возведенная в 1678 году как усыпальница бояр Ухтомских (сегодня на северной стене храма можно видеть 4 каменные плиты, на одной из которых выбита фамилия Ухтомских). Впоследствии храм процветал при покровительстве Петра I и Нарышкиных, но после войны 1812 года здание сильно пострадало, его даже убрали из списка церквей Москвы. Спустя полвека церковь была восстановлена прихожанами.

В начале ХХ века храм в Крапивинском переулке закрыли большевики, частично разобрана колокольня. Позже в храме разместили цех Первого московского завода коньков, а в оставании колокольни находилась трансформаторная подстанция.

Богослужения возобновились лишь в 1991 году, тогда же в храм прп. Сергия Радонежского была передана святыня - "Кийский Крест" из кипариса, которому более 300 лет, с частицами мощей более 300 святых и 16 камнями с мест библейских событий. Крест является точной копией Креста Христова, он был заказан в 1650-х гг. Патриархом Никоном в Иерусалиме для Крестного монастыря на Кий-острове, недалеко от Архангельска. Эта святыня считается самым значительным собранием мощей в православии. В 30-е годы Крест находился в антирелигиозном музее в Соловецком лагере, затем был перевезен в Москву и хранился в запасниках Государственного Исторического музея.

Также в начале нового тысячелетия была восстановлена по образцу XVIII века разрушенная колокольня, на ней воссоздан весь подбор колоколов — от стопудового до восьмикилограммового. Отливали колокола под Ярославлем по старинной и очень трудоемкой технологии – в настоящей литейной яме.

Храм Сергия Радонежского в Бусинове (2-я пол. 1850-х)

Фото: businovohram.ru

Первые сведения о храме в селе Бусиново (ныне микрорайон на севере Москвы в составе района Западное Дегунино) относятся к 1584 году. По преданию это место благословил сам Преподобный Сергий Радонежский, проходя из Троицкой обители в Москву к митрополиту Алексию. В XVI веке на этом месте построили деревянный храм в честь великомученика Георгия Победоносца, спустя столетие здесь вырос новый деревянный храм во имя Преподобного Сергия. Каменным он стал еще через два века благодаря пожертвованиям владимирского купца Ивана Бусурина и князя Николая Оболенского, а на месте старой деревянной церкви возвели часовню.

С 37-го года храм бездействовал. Колокольню частично сломали, здание храма сильно перестроили: некоторое время тут работала фабрика по пошиву матрасов, потом храм пустовал, лишь в 90-м году богослужения были возобновлены. Сегодня в нем хранится древняя икона прп. Сергия с частицей его мощей.

Храм Сергия Радонежского в Бибирево (1864—1894)

Деревянный храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Бибирево в бывшем владении кремлевского Вознесенского монастыря известен с XVI в. В 1755 г. здесь построили новый деревянный храм. В 1864 году рядом с ним в благодарность Богу за избавление жителей Бибирева от холеры по молитвам Сергия начали строить каменный храм прп. Сергия Радонежского, освещенный спустя 20 лет.

По преданию, 13 июля 1873 года в селе Бибирево произошло чудо. Во время эпидемии холеры чудотворная икона Преподобного Сергия Радонежского, которую носили монахи, вырвалась из рук и понеслась по воздуху. После этого эпидемия отступила. С тех пор 13 июля в Бибирево служат молебен Сергию Радонежскому.

В 1918 г. монастырское подворье было ликвидировано, и монахини создали сельхозартель, затем образовали артель по пошиву одеял.

Матушки помогали священнику Бибиревского храма отцу Алексею, занимались рукоделием и обучали шитью и вышиванию сельских девочек. Кроме того, на их попечении оставались разросшийся плодовый сад, огороды и скотный двор. Однако обвиненные председателем сельсовета в антисовесткой пропаганде отец Алексий был расстрелян, а монахини получили по 8-10 лет лагерей. В 30-е годы территорию храма отобрал колхоз: деревянная Церковь Благовещения Богородицы была разобрана, дерево пошло на строительство коровника, а в алтаре каменного храма устроили склад комбикорма, затем в храме была фабрика по производству выключателей, в 80-е годы - автомастерская.

По одной из легенд, при строительстве станции метро "Бибирево" храм хотели снести, и, когда техника сделала первый удар о его стены, шар отскочил, не нанеся какого-либо повреждения, а рабочие, увидев это чудо, в ужасе разбежались.

Лишь в 90-е годы храм на Костромской улице возвратили Русской Православной церкви. Сейчас на территории строится новый храмовый комплекс во имя Собора Московских Святых.

Храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе (XIX век)

Фото: sergeyrad.ru

Первый деревянный храм преподобного Сергия был построен в Рогожской слободе в начале XVII века, а первое упоминание о каменном храме относится к 1722 году. Как и у многих других московских церквей, различные части храма Сергия Радонежского были построены в разное время. Самой древней частью (1796 г) является трапезная с приделами преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая.

Нынешнее здание было построено в 1818 г. на средства статского советника Смолянского, потратившего на строительство практически все свое состояние. Впоследствии покровительство храму оказывали местные купцы, а также московские власти, украшавшие храм ради привлечения старообрядцев к Православной Церкви. В итоге по подбору древних икон и по внутреннему убранству храм мог соперничать с соборами Московского Кремля.

Как и большинству храмов, ему пришлось пережить закрытие и запустение, которому предшествовало варварское разграбление. Из храма было вывезено более 800 кг серебряной утвари и других церковных ценностей. Купола были ободраны, кресты сбиты, на крышах росли маленькие деревца, а здание пронизали глубокие трещины. В Храме некоторое время размещался секретный архив, в доме причта разместили коммуналки. В 80-е храм передали расположенному в Спасо-Андрониковом монастыре музею древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Фото: sergeyrad.ru

В здании храма устроили экспозицию древнерусского церковного искусства. В это же время в храме были начаты реставрационные работы, и в начале 90-х он снова ожил.

Храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе дал современное название и расположенной неподалеку улице, которая находится в Таганском районе между Андроньевской площадью и площадью Рогожская Застава. Изначально улица Сергия Радонежского называлась Воронья улица, по месту расположения в Вороньей слободе. В 1923 году ее переименовали в Тулинскую улицу. Название взяли от литературного псевдонима В. И. Ленина - К. Тулин. Так она называлась до 92-го года, когда ей дали имя святого.

Оксана Загребнева