Форма поиска по сайту

Москва кошерная: три века истории столичных евреев

This browser does not support the video element.

Еврейская община столицы 28 ноября отмечает второй из восьми дней самого веселого иудейского праздника - Хануки. На сегодня в столице действуют синагоги основных направлений иудаизма в Восточной Европе, существует инфраструктура еврейской жизни - свои магазины, рестораны, культурные центры и недавно открывшийся еврейский Музей толерантности. И хотя количество москвичей еврейской национальности неуклонно сокращается с 1970-х годов, московские евреи безусловно останутся заметной частью столичного сообщества и в XXI веке. Дело ведь не только в комфорте.

Почему еврейская диаспора выжила

Столичные евреи – часть огромной диаспоры. Она насчитывает десятки миллионов человек по всему миру. Это помимо прочего гигантский механизм взаимопомощи, что делает почти любую еврейскую общину устойчивой. До начала процессов глобализации самыми многочисленными и влиятельными в Европе считались еврейская и армянская диаспоры.

Фото: ИТАР-ТАСС

Чтобы сохраняться в мультикультурной городской среде, национальное меньшинство должно отличаться от большинства. Иудеев веками отличали религия, язык, культура и даже профессиональные занятия. Но иметь одни лишь отличительные особенности мало. В истории остаются те народы, которые умеют быстро адаптироваться к изменениям, или хорошо образованные по сравнению с соседями этносы. Когда эти два фактора совпадают, диаспора может существовать очень долгое время.

Евреи Москвы – городской народ

Умение жить в городах еще совсем недавно было принадлежностью немногих. Евреи, к примеру, на протяжении двух тысячелетий занимали в Европе нишу городских профессий - ремесленников и торговцев. Сейчас это кажется каким-то несущественным преимуществом. Ведь по идее почти каждого человека можно обучить какому-то ремеслу. Но даже 150 лет назад секреты мастерства охранялись очень строго. Они были доступны только членам одной семьи или цеха: небольшого и обычно родственного или этнически однородного сообщества. Крестьянину из деревни было труднее овладеть искусством ювелира или сапожника, даже когда на Руси еще не утвердилось крепостное право и он имел возможность уйти от хозяина по истечении срока сезонных работ. Ну а для крепостных это было делом практически безнадежным. Кроме того, евреи были поголовно грамотными, что автоматически давало им преимущество в той же торговле. Если посмотреть на этнический и конфессиональный состав московских купцов конца XIX – начала XX веков, то нетрудно заметить, что там сплошь потомки массово образованных этносов или религиозных групп: русские старообрядцы, евреи, немцы.

Поэтому, будучи городским народом, в Москве и окрестностях евреи-переселенцы быстро закрепились в нескольких районах. Если перечислять их в порядке времени заселения, то это Зарядье, Марьина роща и еще несколько окраинных тогда районов (например, Черкизово, Коптево) и потом расположенная рядом с мегаполисом Малаховка.

Кто крестился на синагогу

Ранняя московская история евреев связана с купцами еврейского происхождения, которые время от времени оказывались в Златоглавой. К XVIII веку часть из них жили в Москве постоянно. Умение торговать вкупе с этнической сплоченностью позволяло получать хорошие доходы. Русские купцы решили избавиться от конкурентов и в 1790 году составили прошение о выселении евреев. Интересно, что одним из зачинщиков процесса выступил перешедший из иудаизма в православие московский купец Илья Евреинов.

Московская хоральная синагога. Фото: ИТАР-ТАСС

Как бы там ни было, в 1791 году был подписан высочайший указ, запрещавший евреям записываться в купеческие общества внутренних губерний. В 1826 году столичные власти разрешили еврейским торговцам останавливаться в гостинице Глебовское подворье от одного до трех месяцев. К концу XIX века чуть ли не половину населения Зарядья составляли люди иудейского вероисповедания, здесь работали две синагоги.

Но удача вновь отвернулась от московских иудеев. В 1891 году власти снова предприняли попытку выселить евреев из Первопрестольной. Всего за пределы города были высланы около 30 тысяч семей. Об изгнании столичных евреев существует и такая легенда. В 1891 году состоялось торжественное открытие Московской хоральной синагоги в Большом Спасоглинищевском переулке. Здание внушительных размеров и высоты стало архитектурной доминантой пространства от Маросейки до Солянки. И якобы тогда же столичный губернатор, великий князь Сергей Александрович Романов, случайно перекрестился на звезду Давида из своей коляски. Не разглядел. По легенде, губернатор тут же приказал снести купол и закрыть здание, что и было сделано. Купол со звездой восстановили только в 2001 году, тогда же здесь открылся еврейский культурный центр и даже небольшая имитация Стены плача в Иерусалиме.

В 1906 году, после объявления в Российской империи свободы вероисповедания, синагогу открыли.

Как евреи мордву пережили

Марьину рощу еврейская диаспора начала заселять в самом конце XIX века, после изгнания за пределы города. В 1923 году в Москве было официально зарегистрировано почти 88 тысяч евреев. В 1926 году тут построили деревянную синагогу. Вокруг молитвенного дома образовалась община. Синагога, как и всегда, выступала средством интеграции еврейского меньшинства. Но не только она. Неподалеку, на Селезневской улице, работала основная еврейская национальная школа (семилетка). Ее закрыли в 1936 году. Преподавание в ней велось на идише.

This browser does not support the video element.



Район этот вообще считался неспокойным: первое поколение переселенцев из южных пределов Российской Империи, глухих деревень с жестким патриархальным укладом, много молодежи. Не зря в фильме "Место встречи изменить нельзя" воровская "малина" располагалась именно там.

И вот рядом с евреями в Марьиной Роще в то же время жили выходцы из Поволжья: мордва и чуваши. У них не было столь сильных отличий от русского большинства при одинаковых адаптационных способностях. Жители Поволжья вливались в столичную жизнь, но не имели собственной этнической религии или представлений о Земле Обетованной где-то далеко от Москвы. Поэтому по прошествии нескольких десятков лет волжане растворились в русском большинстве, а евреи нет. До 1950-60-х годов исследователи фиксировали в Марьиной Роще, Коптеве или Черкизове заселенные преимущественно евреями дома, где чтились свои обычаи и праздники, а по субботам было малолюдно.

Фото: ИТАР-ТАСС

Эмиграция в Малаховку

В столице осталось только около 10 тысяч иудеев. Зато в это же время начинается освоение евреями подмосковного поселка Малаховка по Казанской железной дороге. Его бурное развитие связано со строительством дач москвичами.

После революции, в 1919 году, здесь открывается еврейский сиротский дом для более чем 100 детей. В течение трех лет после открытия в нем преподавал всемирно известный художник Марк Шагал.

В 1920-х годах здесь также строят деревянную синагогу, открывают кладбище. И в советские времена, когда с религией активно боролись, именно сюда перемещается центр религиозной жизни столичного еврейского сообщества. Тут делают мацу для московских иудеев, рынок продовольствия, а в паре магазинчиков, которые управлялись евреями, можно было купить даже кошерные продукты. (В 2005 году она сгорела, но довольно скоро была восстановлена как каменное строение).

This browser does not support the video element.

В это же время в Москве, например, была закрыта синагога на Большой Бронной улице, построенная в 1883 году.

Еврейская жизнь столицы начинает замирать в тех же 1950-х. Причиной стало постепенное вымирание набожного дореволюционного поколения, а более всего государственный антисемитизм, начало которому положило знаменитое "дело врачей". В начале 1953 года советские газеты сообщили о раскрытии "международного еврейского заговора" врачей-отравителей против высших государственных деятелей Советского Союза. Кампания в прессе дала зеленый свет гонениям по национальному признаку. Евреям стало трудно поступать в вузы, добиваться высоких должностей.

Около 20 лет ситуация не находила разрешения, пока Советский Союз не согласился выпускать граждан еврейской национальности в новое национальное еврейское государство – Израиль. Начался очередной исход евреев из Москвы. Своего пика эмиграция достигла в конце 1980-х – начале 1990-х годов.

Синагога на Большой Бронной в Москве. Фото: ИТАР-ТАСС

Что сегодня

По последней переписи, в Москве проживает около 53 тысяч евреев. Это почти в пять раз меньше, чем на пике своей численности в 1959 году – тогда в столице проживало почти 240 тысяч евреев.

Однако фаза активного вымывания из мегаполиса москвичей еврейского происхождения закончена. Небольшая часть эмигрантов в Израиль даже возвратилась в Москву.

Традиционно еврейскими местами в мегаполисе остаются районы расположения синагог: Марьина Роща, Малаховка, Спасоглинищевский переулок и Большая Бронная улица. Около синагоги, как и в прежние времена, вырастают культурные и образовательные учреждения. В последнее время около них стали открываться и еврейские кошерные кафе или рестораны. Того самого духа еврейского местечка вы здесь уже, конечно, не встретите. Еврейских домов и улочек в Москве нет уже почти полвека, не звучит и идиш: сегодня желающие изучить язык предков выбирают государственный язык Израиля - иврит. Тем не менее еврейская история Москвы продолжается.

Александр Трифонов