Форма поиска по сайту

От кришнаитов до мормонов: нераспространенные религии в Москве

This browser does not support the video element.

В понедельник, 29 июля, в Москве стартовал международный интерактивный проект "Сокровища Гималаев". В рамках фестиваля москвичи увидят настоящую буддийскую ступу, аналогичную тем, что установлены в Тибете, Непале, Индии и в буддийских регионах России – Бурятии, Калмыкии, Тыве.

Ступа - это архитектурное сооружение, которое в буддийской традиции символизирует чистую природу ума. Считается, что она способствует процветанию и умиротворению окружающей территории и приносит благо людям, ее посещающим. Согласно буддийскому учению, всякий, кто видит ступу и обходит вокруг нее с позитивными пожеланиями, обретает духовные заслуги и уменьшает страдания.

По статистике, к православным на сегодня себя относит подавляющее большинство жителей столицы - 74 процента, 7 процентов - являются приверженцами ислама и 1 процент - католиками.

M24.ru рассказывает о нетрадиционных для Москвы религиях и верованиях, адепты которых живут в российской столице.

В январе 1994 года в качестве религиозной организации была зарегистрирована "Саентологическая церковь города Москвы". Приверженцами этого учения, разработанного американским писателем-фантастом Роном Хаббардом, в российской столице являются несколько тысяч человек. Саентология – это своего рода слияние различных религиозных и околонаучных идей и практик, которая ориентирована на людей, стремящихся к карьерному успеху.

Москвичи знакомятся с книгами Рона Хаббарда, 2000 год. Фото: ИТАР-ТАСС

В частности, доктрина саентологии впитала в себя некоторые стороны ведического учения, буддизма, иудаизма, гностицизма, даосизма, учений древнегреческих мыслителей, а также обрывки христианства, философии Фридриха Ницше и психоанализа Зигмунда Фрейда. Само слово саентология (scientology) происходит от латинского корня "scio" – знание. Базовые принципы учения были изложены Хаббардом в период 1950-60-х годов. Наиболее значимые постулаты саентологии: человек в основе своей хороший; люди борются за выживание; выживание людей зависит от самих себя, своих товарищей и достижения единства со вселенной; дух может быть спасен и только дух может спасти или исцелить тело. Штаб-квартира саентологов находится недалеко от метро "Таганская".

Также в Москве существует небольшая община адептов Церкви Иисуса Христа Святых последних или мормонов. Этот термин происходит от Книги Мормона - текста, опубликованного в 1830 году в качестве Священного Писания, которое используется мормонами вместе с Библией. Основателем церкви мормонов был американский проповедник Джозеф Смит. Приверженцы этого учения полагают, что Бог-отец и его сын Иисус Христос явились Джозефу Смиту и открыли ему больше истин относительно природы Бога, чем было известно человечеству в предыдущие столетия; древние пророки и апостолы даровали Смиту силу священства; через Смита был явлен беспрецедентный поток знаний и учений; через Джозефа Смита на Земле была вновь организована истинная церковь Господа.

Мормоны верят, что Бог как отец знает и любит каждого лично. Он хочет, чтобы каждый обрел радость в этой жизни и вернулся к нему, чтобы быть с ним, когда эта жизнь закончится. Он подготовил план, чтобы помочь своим детям в этом. Он дает возможность обрести мир в этой жизни и жизнь вечную в мире грядущем. В учении мормонов Бог-отец, Иисус и Святой Дух изображаются как три разных божественных существа, имеющих разную природу и объединенных лишь в своем намерении. Бог-отец и Иисус Христос имеют материальные, осязаемые тела "из плоти и костей". Штабы мормонов в Москве располагаются на "Павелецкой" и в поселке Сокол.

Кришнаиты на Арбате, 1996 год. Фото: ИТАР-ТАСС

Довольно велико в Москве число приверженцев Международного общества сознания Кришны. Первые кришнаиты появились в столице в 1970-е годы. Тогда они были вынуждены вести полуподпольную жизнь и преследовались органами госбезопасности. Всплеск интереса к этому учению возник во времена Перестройки и продолжался примерно до середины 1990-х годов. Тогда на улицах Москвы, в особенности, на Арбате и Тверской можно было встретить группки бритоголовых молодых людей в оранжевых балахонах, которые танцевали ритуальные танцы, пели песни и предлагали прохожим индуистскую литературу. Сейчас это зрелище довольно редко.

Последователей Кришны относят к направлению в индуизме, называющемуся вайшнавизм. В центре этого учения стоит бог Вишну, воплощениями (аватарами) которого являются Кришна и Рама.

Вайшнавизм основывается на вере в то, что Вишну (Кришна, Рама и Нарасимха) является Верховной формой бога. Вайшнавское богословие включает в себя основные верования индуизма, такие как: переселение душ, сансара, карма, а также различные виды йоги, но с основным уклоном на поклонение Вишну и его аватарам посредством процесса бхакти-йоги, который обычно состоит в воспевании имен Вишну (бхаджане или киртане), медитации на его форму (дхаране). Конечной целью вайшнавской религиозной практики выступает вечная жизнь в блаженстве (ананде) служения Вишну или одной из его аватар в духовном мире Вайкунтхе, находящимся за пределами этого иллюзорного мира (майи). Московский храм Кришны расположен не Ленинградском проспекте.

Родноверы празднуют день Ивана Купалы. Фото: ИТАР-ТАСС

Если пик популярности кришнаитов в Москве пришелся на конец прошлого века, то родноверие, о котором речь пойдет дальше, наоборот, приобретает все больше последователей в наши дни. Представители этого неоязыческого учения провозглашают своей целью возродить славянские дохристианские обряды и верования. Родноверы признают священными "знания древних славян", соблюдают реконструированные обряды дохристианских времен. Некоторые проходят обряды "очищения" и "имянаречения", в результате которых получают новое славянское имя. Родноверие не имеет единой организационной структуры и подразделяется на множество организаций и групп, взгляды которых существенно различаются. Верования и обряды разных групп родноверов также весьма различны. Общим является пантеон славянских богов, почерпнутый из академических исследований славянской религии. Основная масса родноверов почитает славянских богов: Сварог, Дажьбог, Перун, Род, Велес, Жива, Коляда, Купала, Лада, Макошь, Марена, Святовит, Семаргл, Стрибог, Белобог, Чернобог, Ярило, Хорс. Родноверы отмечают четыре солнечных праздника: Коляда (зимнее солнцестояние), Комоедица (Масленица - весеннее равноденствие), Купала (летнее солнцестояние), Таусень (Богач, Вторые Осенины, Руень - осеннее равноденствие). Как правило, встречи родноверов проходят за городом, на природе.

А в Южном округе Москвы можно встретить последователей южнокорейского проповедника Мун Сон Мена. Муниты, или адепты "Церкви объединения", верят, что в 15-летнем возрасте кореец Мун Ен Мен 17 апреля 1935 года имел видение Иисуса Христа, который дал ему поручение то ли "восстановить совершенное царство Божие", то ли предсказал, что тот станет "совершителем спасения человечества, будучи вторым пришествием Христа". Мун принял миссию, в дальнейшем изменил имя на Мун Сон Мен.

Доктрина "Церкви объединения" представляет собой смешение католицизма, пятидесятничества, иеговизма, шаманизма, мистицизма, оккультизма и ряда восточных религий. "Церковь объединения" поддерживает веру в спиритизм, то есть в общение с духами умерших предков. Спиритические ритуалы используются для улучшения положения умерших предков в духовном мире.

Последователи Муна объявляли о состоявшихся спиритических контактах с Авраамом, Блаженным Августином, Буддой, Иисусом Христом, Конфуцием, Моисеем и Мухаммедом и также с Карлом Марксом, Фридрихом Энгельсом, Лениным, Сталиным, Троцким, Мао Цзэдуном и другими. Одной из особенностей этой церкви проведение массовых брачных церемоний. Например, в 1992 году в Сеуле одновременно поженились сразу 300 тысяч пар мунитов. Последователи Муна имеют четкую иерархическую структуру. В Москве они проводят семинары и лекции, куда приглашают на улицах всех желающих. Ряд экспертов считают "Церковь объединения" тоталитарной сектой.

Григорий Медведев