Форма поиска по сайту

Не то авто. Плюсы и минусы каршеринга

Почему каршеринг стал самым динамичным видом бизнеса в столице, на что рассчитывают предприниматели, запускающие новые каршеринговые проекты, и какие новые возможности появятся в связи с этим у автолюбителей? Попробуем разобраться.

Фото:m24.ru/Михаил Сипко

В Москве в сентябре начнет работу новый, шестой по счету, оператор каршеринга - Carenda. Компания обещает до конца текущего года предоставить клиентам 400 автомобилей Ravon R2, Hyundai Solaris и KIA Rio. Причем, расценки на аренду Ravon будут на уровне минимальных для рынка – 5 рублей в минуту (сейчас такие низкие расценки предлагает только компания Car5 для модели Datsun Mi-Do).

Мало того, на ноябрь анонсировано появление седьмой каршеринговой компании. При этом в середине августа всемирно известный сервис по аренде автомобилей Hertz заявил о прекращении работы в России. Компания "Ричмонт транспортные услуги", работающая под этим брендом, решила подать иск о банкротстве в Арбитражный суд Москвы. Аналитики связывают провал Hertz с развитием каршеринговых сервисов в России, которые увели у глобального конкурента всю клиентуру.

Что же делает каршеринг самым динамичным видом бизнеса в столице, на что рассчитывают предприниматели, запускающие все новые каршеринговые проекты, и какие новые возможности появятся в связи с этим у автолюбителей? Попробуем разобраться.

Мировой опыт показывает, что спрос на услуги каршеринга появляется там и тогда, где и когда людям становится сложно, неудобно и дорого использовать личный транспорт. Поэтому неудивительно, что в Москве каршеринг появился в 2015 году, когда столичные власти активно занялись развитием общественного транспорта, ограничивая возможности для личных автомобилей. Пожалуй, ключевым событием для рынка каршеринга стал выход в августе 2015 года постановления правительства Москвы № 523-ПП. По этому документу плата за парковку для каршеринговых компаний была снижена до 60 тысяч рублей за три года, в то время как обычным автомобилистам за годовой абонемент нужно платить 250 тысяч.

Воистину бесценная льгота объясняется просто – изучив зарубежный опыт, столичные специалисты пришли к выводу, что один каршеринговый автомобиль может заменить 10-15 личных машин. Таким образом, развитие каршеринга способно существенно сократить количество автомобилей на дорогах города и разгрузить улицы от пробок.

Поддержка городских властей дала отличные результаты – за два года парк каршеринговых автомобилей вырос до 2,7 тысяч, количество зарегистрированных клиентов превысило 600 тысяч человек. И, судя по всему, для двух новых компаний тоже найдется место на рынке: как заявил в одном из недавних интервью руководитель департамента внешнеэкономических и международных связей Москвы Сергей Черемин, мэрия планирует довести количество каршеринговых машин в городе до 5 тысяч. Представители компаний в свою очередь заявляют, что в таком большом городе, как Москва, требуется 10-15 тысяч автомобилей для удовлетворения имеющегося спроса.

Каршеринг vs личный автомобиль

Эти расчеты базируются, в основном, на экономических преимуществах каршеринга по сравнению с использованием личного автомобиля. При этом предполагается, что расходы на содержание собственного авто будут расти, в то время как по мере развития каршеринга, тарифы на аренду как минимум останутся стабильными, а возможно, даже немножко снизятся.

Рациональное зерно в этом, несомненно, есть. Стоимость эксплуатации автомобиля складывается из нескольких составляющих: топливо, страховка, текущий ремонт, техобслуживание, налоги. При этом основная статья расходов – расходы на топливо и страхование.

Согласно данным Росстата, за два года, пока развивался каршеринг, цена на бензин АИ-95 в Москве выросла на 10,4% - с 36,7 до 40,5 рубля за литр. При этом только за прошедший июль бензин подорожал почти на процент. Дизельное топливо за два года подорожало на 8,9% - с 34,8 до 37,9 рубля. И в обозримой перспективе цены на топливо продолжат постепенный рост. На страхование, по оценкам экспертов, приходится около четверти расходов по содержанию автомобиля, 10% — на техосмотр, 2,5% расходов - налоги. И расходы по этим статьям тоже растут с каждым годом. В целом сумма затрат на содержание автомобиля ежегодно увеличивается на 5–10% (в зависимости от модели). За пять лет она выросла на 40%.

Отдельная история – ремонт, стоимость которого привязана к курсу доллара. Ведь более половины запчастей, в том числе для "иномарок российской сборки", завозится из-за границы. Напомним, что за пять лет с начала сентября 2012 года доллар укрепился к рублю почти на 80%.

Существенной статьей расходов при использовании личного автомобиля стало повсеместное введение платных парковок. В Москве тариф на парковку может достигать 200 рублей в час. Так что если пользоваться платными парковками каждый рабочий день по несколько часов, в месяц общая сумма расходов будет исчисляться пятизначными цифрами.

В итоге, по расчетам экспертов, расходы на содержание автомобиля среднего класса в месяц составляют 14–16 тыс. рублей (около 180 тысяч в год). Это минимальные оценки, а "Делимобиль", например, оценивает среднюю стоимость владения автомобилем в 259350 рублей ежегодно – соответствующий расчет приводится на сайте компании.

Затраты на содержание арендованного автомобиля, разумеется, равны нулю: здесь все расходы складываются из тарифов на движение и ожидание.

Источник: данные компаний

*Anytime предлагает два тарифа на выбор. При использовании тарифа "Всегда в движении" аренда обойдется в 8 рублей за минуту, а парковка - по 2 рубля. А на тарифе "Комфортная парковка" – по 9 рублей за аренду, зато по 1,5 рубля за ожидание. В результате, как отмечается на сайте компании, реальная средняя стоимость аренды по статистике составляет 3,67 рубля в час.

Каршеринг vs такси

Тарифы каршеринга, конечно, гораздо ниже, чем у такси, где минимальная ставка составляет 15 рублей в минуту. Однако такси подъедет к вам, а до каршерингового автомобиля еще надо будет добраться. Мало того, у такси есть существенное преимущество перед каршерингом (и перед личным автомобилем) - право ехать по выделенной полосе. Таким образом, потеряв в деньгах, вы сможете заметно выиграть в скорости. Каршеринговые компании упирают на то, что в арендованном автомобиле, в отличие от такси, вы сам себе хозяин: сами выбираете маршрут, музыку, получаете удовольствие от вождения и при этом никто не пристает к вам с разговорами. Однако у всех этих преимуществ есть и оборотная сторона: в такси у вас свободны руки и вы можете заниматься своими делами, используя Wi-Fi, удовольствие от вождения сильно зависит от наличия пробок, а что касается выбора маршрута, то и для вас, и для таксиста его выбирает навигатор.

Впрочем, у каршеринга есть безусловное преимущество и перед личным автомобилем, и перед такси – возможность порулить разными машинами. В том числе теми, о которых большинство россиян может только мечтать: каршеринговые компании начинают активно предлагать в аренду автомобили бизнес-класса. Так, BelkaCar запустила проект проект BelcaBlack – "первый в России каршеринг бизнес-класса" (как написано на сайте), в рамках которого можно арендовать Mersedes-Benz CLS за 16 рублей в минуту. Пополнить свой парк престижными авто планируют в ближайшее время и другие каршеринговые компании столицы.

Что выбирать

Общественный транспорт остается самым дешевым способом передвижения. Так что если вы и ваш пункт назначения находитесь вблизи станций метро, то именно подземка окажется оптимальным вариантом (хотя и не самым комфортным).

Если вас поджимает время и вы готовы на некоторые дополнительные расходы – вызывайте такси: скорее всего, ожидание займет меньше времени, чем дорога до ближайшего каршерингового автомобиля, к тому же вы сможете воспользоваться преимуществом езды по выделенке.

Каршеринг же оказывается оптимальным вариантом, если вам нужно не просто доехать из пункта А в пункт Б, но посетить по пути несколько промежуточных пунктов.

Для наглядности можно оценить три варианта. В первом случае мы едем из дома на работу и потратим ровно час на весь маршрут с учетом утренних пробок. Во втором – едем с работы домой, по пути заскочив в магазин. Предположим шоппинг займет у нас 40 минут, в течение которых каршеринговый автомобиль будет дожидаться нас на парковке у магазина. Третий случай – если нам необходимо объехать по делам несколько мест, расположенных не слишком далеко друг от друга. Допустим, мы проведем две встречи по 30 минут и вернемся обратно в офис - получается три переезда по 15 минут плюс две парковки по 30 минут.

Понятно, что во втором и третьем варианте реальной альтернативой каршерингу может служить только личный автомобиль (представьте только, сколько запросит таксист за ожидание). Но тут вновь возникает вопрос стоимости его содержания.

Любопытная вещь – как отмечают эксперты, москвичи неожиданно гибко и рационально подходят к вопросу передвижения по городу, комбинируя разные способы и возможности. До запуска каршеринговых проектов ожидалось, что их главными клиентами станут автолюбители, которые проезжают менее 10 тысяч км в год – для них краткосрочная аренда оказывается однозначно выгоднее. Однако сейчас наблюдается другая тенденция: автомобилисты пользуются каршерингом от случая к случаю, комбинируя его с поездками на личном автомобиле и всеми другими видами транспорта. В частности, все чаще встречается вариант, когда на работу и с работы домой москвич едет на своем авто, а поездки по делам в течение дня совершает на арендованном автомобиле.

Сегодня можно с уверенностью заявлять, что рынок каршеринга далек от насыщения. Увеличение количества каршеринговых автомобилей на фоне запуска новых агрегаторов каршеринговых услуг (вдобавок к "Московскому каршерингу", Яндекс в середине августа запустил собственный "Яндекс.Каршеринг") позволят сократить затраты времени и сил на путь к арендному автомобилю. А выход на рынок новых компаний будет способствовать сдерживанию тарифов, делая каршеринг все более привлекательным по сравнению с другим видами транспорта. В результате на московских дорогах сократится количество автомобилей.

Рубченко Максим