Форма поиска по сайту

Москвичам рассказали о необычных поездах столичного метро

транспортгородистории

07 декабря 2023, 14:09

В столичном метро есть не только современные составы, но и необычные, с уникальным дизайном, сообщил Сергей Собянин. Расскажем, какие неповторимые поезда можно встретить в городском метрополитене.

Удивить пассажиров

С 2010 года столичное метро получило более четырех тысяч новых вагонов, современные поезда составляют 73% от всего подвижного состава, сообщил Сергей Собянин. В частности, на обеих кольцевых линиях курсируют только модели "Москва-2020", подчеркнул он. По словам Собянина, в 2024–2025 годах планируется поставить еще более 500 новых просторных вагонов, оснащенных автоматической системой обеззараживания воздуха и USB-зарядками.

Одновременно с появлением современных моделей городские власти считают важным хранить историю столичного метро. Только за последние 10 лет в московском метро появилось более 260 тематических составов. Чаще всего они курсировали на Сокольнической, Серпуховско-Тимирязевской и Арбатско-Покровской линиях, отметили в столичном Дептрансе.

"Мы запускаем в метро тематические поезда, которые помогают расширять кругозор москвичей и гостей города. Пассажиры узнают интересные факты из самых разных сфер: истории, культуры и общественной жизни.<...> Мы делаем поездки в Московском транспорте не только комфортными, но и интересными по поручению мэра Москвы Сергея Собянина", – рассказывал заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.

Пассажиры могли прокатиться на поездах, посвященных творчеству великих литераторов, таких как Сергей Есенин, Михаил Лермонтов и Владимир Маяковский. Курсировали составы с дизайном в тематике Олимпиады 2014 года в Сочи, Дня космонавтики и 870-летия Москвы.

Вагоны украшали и в честь различных регионов, среди которых Республика Коми, Нижегородская область и Башкирия. Кроме того, в разное время в метро можно было увидеть составы с символикой проекта "Активный гражданин", а также информацией о деятельности таких ведомств, как Роспотребнадзор и МЧС России, рассказали в Дептрансе.

Нестареющая классика

Фото: sobyanin.ru

Самым "пожилым" из действующих именных составов столичного метро является "Красная стрела": его запустили на Сокольнической линии в 2006 году в честь 75-летия знаменитого одноименного поезда из Москвы в Ленинград. Уникальный внешний вид разработали в специальном конструкторском бюро "Метровагонмаш", рассказал мэр.

Вагоны красного цвета с серебристой крышей украсили горизонтальными полосами желтого цвета. Внутри красные сиденья, желтые поручни и плакаты с информацией об истории железнодорожного поезда.

Фото: sobyanin.ru

Там же курсирует ретропоезд "Сокольники": он стилизован под вагоны типа "А", ходившие по Сокольнической линии в 1930-х. При этом сам состав намного младше: его сделали по спецзаказу на заводе "Метровагонмаш" и запустили в 2010 году в честь 75-летия московского метро.

Поезд окрашен в характерные для того времени цвета, а лобовая часть головных вагонов оснащена двумя хромированными фарами. Внутри установлены пружинные диваны и уютные светильники-бра, а салон оформлен особым материалом – линкрустом.

Фото: sobyanin.ru

Еще один необычный поезд – "Акварель" – курсирует на Арбатско-Покровской линии с 2007 года. Это состав типа "Русич", особенностью которого является отсутствие окон и сидений с одной из сторон. Это пространство становится выставочным, в нем поменялось уже более 10 экспозиций, отметил Собянин.

Пассажиры могли познакомиться с шедеврами из Третьяковской галереи, ГМИИ имени Пушкина, Вятского художественного музея, Московского музея современного искусства и других.

Фото: sobyanin.ru

На Солнцевской линии работают три состава модели 81-760А "Ока", которые за необычную расцветку прозвали "Баклажанами". Их изготовили в 2014–2016 годах и изначально должны были отправить в Баку – поэтому и покрасили в баклажаново-голубые цвета. Однако в итоге эти поезда выкупила Москва, а в Азербайджан поехали другие.

В столичном метро они оказались первыми, где есть сквозной проход, благодаря чему в вагонах стало больше места. Также новшеством были немоторные вагоны, которые теперь есть в современных моделях "Москва" и "Москва-2020".

Фото: sobyanin.ru

На Люблинско-Дмитровской линии можно встретить необычные по современным меркам поезда 81-717.6, прозванные в народе "Точка шесть". Именно у этих составов вместо табличек с названием конечной станции впервые появились электронные указатели, уточнил мэр.

В вагонах появилась принудительная вентиляция, дополнительные вертикальные ручки между сиденьями и световые сигнализации о закрытии дверей. Сами створки оснастили электроприводом, что позже перекочевало в модели "Москва" и "Москва-2020". О машинистах тоже позаботились: в кабинах появились кондиционер и более удобный пульт управления поездом.

Фото: sobyanin.ru

Отдельно можно отметить поезда "Синергия-1" и "Синергия-2". Они встречаются на разных линиях, но зайти в красно-желтые вагоны не получится – это специальные диагностические составы. С их помощью три раза в месяц проверяют исправность инфраструктуры на каждом направлении.

При этом, по данным Собянина, "Синергия-2" является самым современным поездом-лабораторией в столичном метро: его оборудование позволяет не только выявлять недочеты, но и обрабатывать их в онлайн-режиме. Информацию тут же передают в службы метро, чтобы решить ситуацию как можно скорее.

Жирнов Степан