Московское метро работает с 15 мая 1935 года. За это время оно обросло историями, легендами и вымыслами. Спускался ли Сталин в метро во время войны, есть ли у подземки заброшенные станции и правда ли, что Кольцевую линию построили по отпечатку чашки кофе на карте Москвы? Об о всем этом рассказал директор народного музея московского метрополитена Константин Черкасский.
Метро на Красной площади
Одним из них самых инновационных проектов начала XX века стал проект инженера Петра Балинского 1902 года – метро на Красной площади. Однако Московская Городская Дума отказала новатору "в его домогательствах".
В итоге, метро в Москве появилось много позже. 15 мая 1935 года открылись первые 13 станций Сокольнической линии.
Фото: ТАСС/Виктория Вотоновская
Первый пассажир Московского метро
Рабочий Латышев купил билет №1 на станции "Сокольники", по которому и прошел в метро.
В первое время на станциях метро работали контролеры, которые вели простейший учет пассажиропотока.
Всего же билетов №1 было три. Один – в "Сокольниках", другой – на "Парке культуры им. Горького" и еще один на "Смоленской".
Фото: портал Москва 24/Юлия Иванко
След чашки Сталина
Ходят слухи, что маршрут Кольцевой линии проложили по контуру чашки Иосифа Сталина. Якобы она стояла на карте Москвы, а кофе перелился через край. Это миф. На самом деле Кольцевую линию изначально планировали строить по Садовому кольцу. Это следует из еще из проектов 1912 года.
Но когда линию начали строить на севере решили местами уйти от Садового кольца. Чтобы максимально соединить все вокзалы. Это коснулось станции "Комсомольская", "Белорусская" и "Киевская". Только станцию "Новослободскую" немного не дотянули до Савеловского вокзала.
Фото: ТАСС
Нос собаки
В 90-е годы появилась легенда, что тот, кто потрет бронзовую скульптуру "Пограничник с собакой" на "Площади революции", удачно сдаст экзамен. Судя по крайне затертому носу собаки, студентов в Москве очень много.
Фото: ТАСС/Николай Галкин
Единственный день, когда московское метро не работало
15 октября 1941 года – единственный день в истории метрополитена, кода движение поездов пришлось остановить. Это вызвало в Москве панику, поэтому в середине дня решение отменили.
К вечеру поезда по Сокольнической линии удалось запустить. А вот по зеленой линии (Горьковско-Замоскворецкой) поезда поехали только на следующий день. Дело в том, что там успели частично демонтировать эскалаторы.
Из-за объявления воздушных тревог коррективы в график метро вводились и в другие дни. Самое ранее окончание движения произошло в ноябре 1941 года в 17:00.
Советские истребители патрулируют московское небо. Фото: ТАСС
Самая теплая и холодная линия
Кольцевая линия – самая теплая в московском метро зимой. Она же – самая прохладная летом. Метро – саморегулирующаяся система. Поступающий летом в подземку теплый воздух через отделку тоннеля постепенно прогревает грунты и сам тоннель.
Когда линия мелкого заложения, прогревание до тоннеля идет быстрее, и летом там становится жарко. Кольцевая линия – вся глубокого заложения, поэтому саморегулирование здесь работает лучше всего.
Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин
Заброшенные станции
Заброшенных станций в московском метро нет, но есть станции, которые закрыты для пассажиров. Одна из них – старая станция "Первомайская", которая строилась в электродепо Измайлово.
Станция появилась в 1954 году, но когда Москва стала расти дальше, новую линию проложили в стороне от депо. Сейчас на эту станцию водят экскурсии. Еще одна станция в депо – старая "Калужская". Она расположена по соседству с современной станцией "Калужская".
Попасть на нее невозможно, потому что в депо идет очередная реконструкция. Раньше там были подсобные помещения, но размеры линии выросли и сейчас станция превращается в место отстоя и ремонта электропоездов.
Фото: портал Москва 24/Игорь Иванко
Каркас дирижаблей на "Маяковской"
Металлическая огранка колонн станции "Маяковская" была изготовлена в подмосковном поселке Дирижабльстрой (ныне город Долгопрудный, прим. Москвы 24) из специальной стали для дирижаблей.
Сталь использовали для каркаса дирижаблей, который обтягивали специальной тканью. Сами дирижабли так и не стали массовым транспортом, хотя летное поле в Долгопрудном сохранялось вплоть до начала 1990-х годов.
Фото: портал Москва 24/Евгения Смолянская
Вестибюль "Арбатской" внутри рынка
В центре Москве был Арбатский рынок. По плану, вестибюль строили прямо на месте рынка, который пришлось убрать уже во время строительных работ.
Если смотреть на станцию "Арбатская" Филевской линии сверху – вестибюль выглядит как звезда.
Фото: портал Москва 24/Михаил Сипко
Грибы в метро
Во время войны были попытки выращивать грибы в помещениях метро, где можно искусственно поднять влажность.
Необходимо было завозить грунт и саженцы. Все это делалось ночью. Однако ресурсов на это не хватило и в итоге от идеи отказались.
Фото: портал Москва 24/Лидия Широнина
Укрывались люди в метро
В годы войны люди укрывались от бомбежек на всех станциях метро. При этом фотографировали именно станцию "Маяковская", потому что она оказалась самой фотогеничной.
Отсюда пошел миф, что только эта станция укрывала людей. На деле вокруг "Маяковской" располагались крупные жилые массивы, и на станции укрывалось больше всего людей.
Фото: ТАСС
Сталин в метро
Иосиф Сталин 6 ноября 1941 года спустился на эскалаторе в метро на станцию "Белорусская". Сел в поезд и как ни в чем не бывало поехал. Приехал вождь на станцию "Маяковская", где в этот день прошел торжественный митинг.
Трибуну вождя разместили перед эскалатором, у Сталина был путь для отхода на случай ЧП. То, что Сталин приехал на "Маяковскую" на поезде прямиком из Кремля – чистая выдумка.