В этом году московские железнодорожные вокзалы станут главными транспортными воротами Кубка Конфедераций, а через год примут гостей чемпионата мира по футболу. О том, как вокзалы подготовят к главным футбольным событиям, о повышенных мерах безопасности и комфорте пассажиров, а также о возможной остановке поездов дальнего следования на подъезде к вокзалам в интервью m24.ru рассказал начальник дирекции железнодорожных вокзалов ОАО "РЖД" Виталий Вотолевский.
– Киевский вокзал обновился как снаружи, так и изнутри. Восстановлены поверхности стен и потолка в том виде, в котором они были изначально. Реставраторы вручную по сохранившимся чертежам и рисункам воссоздали 32 тысячи метров поверхностей, которые когда-то расписал художник Борис Ланге. Напомню, что Киевский вокзал, а тогда он назывался Брянским, был построен в 1918 году архитектором Иваном Рербергом. Изменили систему навигации: установили новые табло, указатели на русском и английском языках, упорядочили торговлю. Если раньше киоски были хаотично разбросаны по залам, то сейчас сделали одну сплошную торговую улицу с кафе и магазинами. Здесь появился совершенно новый кассовый зал продажи билетов на поезда дальнего следования в цокольном этаже. Для спуска в этот зал сделали эскалатор и лифт для маломобильных пассажиров. Всего в зале 31 касса, а две кассы – для обслуживания маломобильных пассажиров с заниженным окном. Позаботились и слабослышащих: в пол и стены вмонтированы индукционные петли, которые воздействуют на слуховой аппарат, в результате и человек со слабым слухом услышит только объявления диктора.
Фото: m24.ru/Никита Симонов
– Платформы поездов дальнего следования тоже отремонтировали?
– Заканчивается реконструкция девятой платформы, осталось завершить укладку плитки и поставить фонари. В середине марта, думаем, что сюда придут первые поезда. После этого начнем ремонт десятой платформы, расположенной рядом, который планируем закончить к ноябрю 2017 года.
– В феврале 2011 года Дмитрий Медведев, тогда еще в должности президента, неожиданно посетил Киевский вокзал и остался недоволен системой безопасности. Как усилили безопасность на вокзале после реконструкции?
– Сейчас периметр безопасности вокзала начинается на привокзальной площади. Вся площадь просматривается развешенными видеокамерами, а на автопарковке спецустройства считывают номера приезжающих автомобилей. Видеокамеры развешены и на вокзале. С прошлого года начали устанавливать камеры нового поколения с возможностью распознания лиц. Такие камеры устанавливают не только на Киевском, но и на других столичных вокзалах. Благодаря новым камерам правоохранительные органы могут выделить в толпе нужное лицо человека. На вокзалах сейчас безопаснее, чем в других местах города. Статистика показывает, что с 2011 года количество правонарушений на привокзальных площадях и на территории вокзалов каждый год становится все меньше.
– После 2014 года пассажиропоток на Киевском вокзале, наверное, изменился? Каков сейчас в среднем годовой пассажиропоток на Киевском вокзале?
– Вместе с пригородным движением сюда прибывает и отправляется 34 миллиона пассажиров в год. Вообще в прошлом году пассажиропоток на московском железнодорожном узле вырос на 10–12 процентов. А самый большой пассажиропоток на трех вокзалах Комсомольской площади: Казанском, Ленинградском, Ярославском – 100 миллионов пассажиров в 2016 году. Отмечу, что это больше, чем на всех аэропортах московского узла.
Фото: m24.ru/Никита Симонов
– Виталий Леонидович, как вы относитесь к идее организовать высадку пассажиров дальнего следования на подъезде к вокзалам, чтобы пассажиры не ехали в загруженный центр?
– По моему мнению, идея имеет право на жизнь. Такую меру предлагает правительство Москвы, в первую очередь, в лице Москомархитектуры и достаточно давно, чтобы разгрузить центр города. Однако сегодня большинство пассажиров выбирает железнодорожный транспорт, потому что поезд прибывает в центр. Но есть пассажиры, которым в центр ехать не обязательно и они заинтересованы выйти заранее. Нужно просчитывать, сколько таких пассажиров и рассчитать предполагаемые траты на организацию остановочных пунктов. Над этим нужно работать, центр города действительно необходимо разгружать. Кроме того, проект развития высокоскоростных магистралей Москва – Казань потребует изменение логистики, так как по предварительным планам поезда будут прибывать на Курский вокзал. Если это осуществится, то придется передвигать целый ряд поездов на другие вокзалы, может быть, и на другие остановочные пункты – значит, поезда будут останавливаться на подъезде к центру города.
– Транспортная ситуация на вокзалах за последнее время улучшилась, но на Комсомольской площади, где находится три крупнейших вокзала, проблемы еще есть. Будут ли организованы дополнительные парковки, в том числе, спецпарковки для встречающих и провожающих?
– Транспортного коллапса на привокзальных площадях сейчас нет, несмотря на серьезные потоки людей и транспорта. Решаем проблемы организации движения вблизи привокзальных площадей с департаментом транспорта Москвы и достаточно успешно. Перед каждым вокзалом организована парковка. На 15 минут можно заехать на любую парковку бесплатно, а официальные такси, получившие аккредитацию в мэрии, вообще могут парковаться бесплатно. С департаментом транспорта практически решили проблему нелегальных перевозчиков, стихийных автобусных вокзалов. Кстати, сравнительно недавно правительство Москвы продлило с дирекцией еще на пять лет договор на аренду привокзальных площадей, так что продолжим улучшать транспортную ситуацию.
Фото: m24.ru/Никита Симонов
– На привокзальных площадях была убрана вся стихийная торговля. Попытки вновь организовать стихийную торговлю возникают? Как будет обновляться торговля на вокзалах?
– Иногда возникают попытки поторговать чем-нибудь, но все меньше и меньше. А что касается торговли на вокзалах, то сейчас прорабатываем концепцию. Мы хотим видеть коммерцию современной, в едином стиле, которая гармонично впишется в облик вокзала, не портя его. В то же время, она должна быть удобной и востребованной пассажирами. Баланс между коммерцией и обеспечением технологии работы вокзала по обслуживанию пассажиров необходимо соблюдать. В едином торговом стиле сегодня создаем торговые площади в третьем зале ожидания на Казанском вокзале. Приличный внешний вид коммерции сегодня на Ленинградском вокзале. На Киевском вокзале в ближайшее время хотим завершить изменение облика коммерции. С прошлого года начали более серьезно заниматься опросами пассажиров, чтобы понять, что же людям надо. Дважды проводил опрос ВЦИОМ. Сегодня есть полное понимание, особенно по крупным вокзалам, какого рода услуги нужны.
– Чего же хотят пассажиры?
– На первом месте интернет, затем зарядные устройства, печатная продукция, сувенирная, предприятия общепита, причем разной кухни. На московских вокзалах Wi-Fi есть везде, а зарядные станции начали устанавливать. В этом году продолжаем выяснять предпочтения наших клиентов-пассажиров.
– На сколько подзарядки гаджетов оказались востребованным у пассажиров? На каких вокзалах появятся в ближайшее время стойки для подзарядки гаджетов?
– Услуга оказалось очень востребованной. Первую стойку установили в апреле прошлого года на Казанском вокзале, затем она появилась на Ярославском вокзале. Причем это не просто розетка, а целая многофункциональная станция, позволяющая одновременно заряжать много гаджетов. Адаптированы станции и для использования людьми с ограниченными возможностями. К чемпионату мира по футболу точно поставим подобные установки на всех вокзалах, которые будут принимать болельщиков. Кстати, стойка оборудована также функцией обратной связи. Можно записать видеообращение к нам, работникам компании, и высказать какие-нибудь соображения или пожаловаться. Вообще видеообращение отправить можно будет не только со стойки подзарядки: видеокнопки обратной связи начали устанавливать в залах ожидания, камерах хранения. Если пассажир увидит, что там недостаточно чисто или заметит другие недостатки, то сможет нам сообщить, а мы оперативно отреагируем.
This browser does not support the video element.
– На что чаще всего жалуются пассажиры?
– Пассажиры не только жалуются, а высказывают свои пожелания. Спектр обращений очень различный. В первую очередь люди хотят комфорта, удобства в залах ожидания, например, чтобы кресла были более удобными. В этом году начинается программа замены кресел в залах ожидания на тех вокзалах, где они уже устарели. А некоторым не хватает предприятий бытовых услуг, аптек и так далее. Обращения внимательно изучаем, затем наш коммерческий блок уже целенаправленно ищет арендаторов из тех предприятий, которые востребованы клиентами.
– Состояние санитарных комнат не идеальное. Есть ли у вас в планах изменить технологию уборки или усилить контроль за уборкой?
– За чистотой серьезно следим. Ей занимаются аутсорсинговые предприятия, и если возникают нарекания, то принимаем меры. Но, надо признать, есть над чем работать. Если посмотреть опросы клиентов в динамике за последние два года, то можно увидеть, что количество жалоб на плохую уборку кардинально уменьшилось. Тем не менее, мы предъявляем сейчас повышенные требования к контролю качества уборки. Кстати, мы выяснили, что в ряде санитарных комнат проблема даже не в собственно уборке, а в устаревшем вентиляционном оборудовании. Поэтому с прошлого года начали методично ремонтировать и модернизировать санитарные комнаты. Всего отремонтировали 66 санитарных комнат на вокзалах железнодорожной сети. В этом году замену вентиляционных систем продолжим.
Фото: m24.ru/Никита Симонов/Интерьер Киевского вокзала после реконструкции
– Пассажирам с детьми на московских вокзалах не хватает детских уголков или комнат. Могут появиться специальные детские зоны на вокзалах?
– В ближайшее два года на всех крупных столичных вокзалах создадим детские уголки, такое решение уже принято. Вообще, так как вокзалы памятники архитектуры, отдельные помещения под детские комнаты достаточно трудно найти. Видимо, комнаты будем делать вместо залов ожидания, как например, это осуществили на Ленинградском вокзале. Там есть комната матери и ребенка, где можно перепеленать ребенка, создали игровую зону в зале ожидания на втором этаже. Это огороженное, достаточно большое пространство с покрытием для детей, там есть мольберты для рисования и другие развлечения.
– А детская зона будет платной или бесплатной?
– Это будет зависеть от того сервиса, который будет предоставляться. Некоторые комнаты будут платными, а некоторые бесплатными, как на Ленинградском вокзале.
– Как изменятся вокзалы к чемпионату мира и к Кубку конфедераций? Появятся ли новые сервисы, удобная навигация, магазины с сувенирами?
– Подготовка вокзалов к Кубку конфедераций и чемпионату мира по футболу – сейчас одна из приоритетных задач. Понятно, что вокзалы должны быть удобными и комфортными для прибывающих болельщиков. Главное, соблюсти те критерии, которые нам предъявляют ФИФА, а это: адаптация вокзалов для маломобильных групп населения, мероприятия по соблюдению транспортной безопасности, абсолютно понятна и удобная навигация. Перед нами стоит задача обеспечить досмотр пассажиров, не создавая длинных очередей, а те, кто будут приезжать, тоже должны будут с минимальными потерями времени выходить в город или пересаживаться на другие виды транспорта. То, что я сказал, звучит очень просто, тем не менее, реализация задачи потребует от нас определенных усилий. Сейчас разрабатываем технологию обслуживания пассажиров во время Кубка конфедераций, и схемы будут утверждены в ближайшее время.
– Это означает, что будут добавлены новые зоны досмотра и будут набраны сотрудники для обслуживания этих зон?
– Да, это так. Поскольку в пиковые дни, даже часы количество болельщиков может быть выше, чем в среднем, то планируем добавить досмотровое оборудование. Возможно, на некоторых вокзалах нам придется развернуть временные павильоны для досмотра. Естественно, добавится количество сотрудников. Сейчас досмотр на вокзалах Москвы осуществляют сотрудники ЧОП "РЖД-Охрана". По планам Минтранса, с этого года входной осмотр будут осуществлять не сотрудники ЧОП, а специальные организации, аккредитованные в министерстве внутренних дел. Это ускорит решение проблемных ситуаций, которые иногда возникают между сотрудником ЧОП и пассажиром. Сейчас, когда человек отказывается показывать сумку, приглашают сотрудника полиции из линейного отдела на транспорте на индивидуальный осмотр в присутствии двух понятых. После создания спецподразделений для досмотра, этими полномочиями будут обладать сотрудники, дежурящие у энтероскопов.
Фото: m24.ru/Никита Симонов/Новый кассовый зал поездов дальнего следования на Киевском вокзале
– Когда зазвучат объявления на английском языке? Будет ли на английском языке озвучиваться историческая информация о вокзалах, ведь они памятники архитектуры?
– Создадут ли к чемпионату мира на вокзалах гостиницы или бюджетные хостелы для транзитных пассажиров?
– Дополнительных гостиниц и хостелов точно не будем строить. Желание, может быть, и есть, но просто нет свободных территорий. На вокзалах есть комнаты длительного отдыха. Наша задача привести их в хорошее состояние, отремонтировать, оснастить всем необходимым.
– Обустройство душевых в санитарных комнатах рассматриваете?
– Душевые есть в комнатах длительного отдыха на большинстве вокзалов. А отдельных душевых на большинстве вокзалов нет, опять же из-за отсутствия места. Организовывать их просто негде.
– На Ленинградском вокзале планировалось воссоздать царские покои, которые были переоборудованы в комнату матери и ребенка в 1934 году. Эта идея осуществилась?
– На Ленинградском царских покоев пока не будет, а вот к чемпионату мира воссоздадим их или комнату приемов в Санкт-Петербурге на Витебском вокзале.
– Как планируете в этом году модернизировать вокзалы?
– В год экологии будем проводить проекты, которые не видны пассажирам, например, установим на вокзалах новые системы подогрева воды. У нас появятся индивидуальные тепловые пункты, сами будем греть воду для уборки вокзала и санитарных комнат, для кафе, а не забирать из городской сети. Предварительно посчитали и увидели, что оборудовать локальной тепловой системой дешевле, чем забирать воду у города. Уменьшим расход на отопление на 20 процентов. К чемпионату мира на целом ряде вокзалов будем модернизировать инженерные сети, электрические, тепловые, чтобы встретить гостей в убранном доме.