Американская группа Metallica готовит к выпуску долгожданный студийный альбом. 18 августа все поклонники тяжелого рока (чего уж там, поклонники рок-музыки вообще) прильнули к мониторам компьютеров, чтобы приобщиться к великому и давно ожидаемому событию: в свет вышел новый сингл Metallica Hardwired… To Self-Destruct, предваряющий выпуск одноименного альбома. Пластинка должна выйти в свет через три месяца – 18 ноября, но шума вокруг новой записи Metallica уже полным-полно.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Пластинка еще не вышла, а вокруг нее уже курсирует множество споров и слухов. Обозреватель сетевого издания m24 Павел Сурков попытался разобраться, насколько новая запись выбивается из контекста всего творчества группы (и выбивается ли вообще).
Конечно, поклонники группы – люди терпеливые и привыкли ждать. Например, чего стоит пятилетняя пауза между "Черным альбомом" 1991 года и пластинкой Load 1996-го: по меркам середины 1990-х пауза в пять лет была просто чудовищной. Гитарист Кирк Хэмметт вспоминал: "Мы ждали, пока Ларс (Ульрих, барабанщик группы. – прим. авт.) выпьет все пиво в Америке, а Джеймс (Хэтфилд, гитарист и вокалист. – прим. авт.) перестреляет всех медведей в Вайоминге". Тем не менее, пластинка получилась по-настоящему прорывной и стала одним из главных хитов группы.
[html][/html]
Видео: youTube/пользователь: MetallicaTV
А тут пауза оказалась еще более долгой: с момента выхода предыдущего полноценного студийника Death Magnetic прошло аж восемь лет. Грубоватый, мощный, спродюсированный великим Риком Рубиным, этот альбом показал группу с новой стороны – это были песни, написанные зрелыми, состоявшимися (и состоятельными) людьми, которые могут позволить себе любые музыкальные эксперименты. Музыка, которую играют и слушают с мрачными лицами, но которая не вызывает ни малейшего сомнения в величии их создателей.
[html][/html]
Видео: youTube/пользователь: MetallicaTV
А дальше, как в классическом произведении – тишина. Нет, тишина, конечно, условная – Metallica все время подбрасывала своим поклонникам какие-нибудь вкусные "косточки". То они запишут совместный альбом с Лу Ридом: пластинка Lulu – сложная рок-опера, где прямолинейные риффы Metallica смешались с невероятной музыкальной эрудицией Рида, показалась многим несколько скомканной, но масштаб авторов автоматически выводил за скобки любую конструктивную критику. То выпустят набор ауттейков с Magnetic – не особо зубастых, но бодрых и демонстрирующих, что пороха в пороховницах у группы хватит еще как минимум на четверть века. То заделают вместе с Нимродом Анталем художественный фильм Through The Never ("Сквозь невозможное") – странную сюрреалистическую сюиту, где на видео концертного выступления Metallica наложен сюжет о странном пареньке по имени Трип, который во что бы то ни стало должен доставить группе таинственную сумку с неизвестным содержимым. Что было в сумке так и осталось нераскрытой тайной: этот прелестный макгаффин Анталь предпочел отдать на расшифровку публики, хотя у самой группы вызывает восторг версия по поводу того, что в сумке на самом деле спрятана душа покойного бас-гитариста Клиффа Бертона.
Фото: www.facebook.com/Metallica
Но вот занавес поднят, песня явлена, можно ломать копья и щиты по поводу как нового сингла, так и нового альбома вообще. Впрочем, полноценный скандал, похоже, уже случился – обложку нового альбома обвинил в плагиате, мол, она до степени сличения напоминает конверт диска группа Crowbar Old Fellows Rest, вышедший в 1988 году. Пока никаких комментариев со стороны группы не поступало, но, зная нрав Хэтфилда и Ульриха, можно предположить, что просто так они не дадутся и еще покажут зубы. Впрочем, Кирк Вандстайн, один из музыкантов Crowbar, прямо написал на своей странице в facebook: "Сомневаюсь, что ребята из Metallica украли у нас идею обложки, возможно, все дело просто в художнике".
Что касается фанатов, а они у Metallica говорливые, то лагерь разделился на две половины: кто-то принял новую пластинку с восторгом (в конце концов, ее главное преимущество в том, что она попросту новая), а кто-то подверг критике обновленное звучание группы. Действительно, в Hardwired… нет многих элементов, свойственных жанру: она слишком простая, не особо вычурная по тексту, слишком тяжелая, а главное – в ней отсутствует соло как таковое, по сути эта песня – один незамысловатый рифф, который по кругу наяривают Хэтфилд и Хэмметт.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Впрочем, заигрывать со стилями – фирменный знак Metallica, иначе они так и остались бы еще одними представителями треш-металла, коих в начале 1980-х было пруд пруди, и большинство из которых либо сгинули в безвестности, либо все еще пытаются трясти поредевшими хаерами на небольших металлических фестивалях. Законы жанра – это не про Хэтфилда с Ульрихом (именно они были и остаются основными авторами материала группы). Во времена, когда еще был жив гениальный Бертон, они поражали тем, как на простые и сочные ритмические конструкции накладывалась мелодика и гармония – металл в их руках приобретал человеческое лицо и переходил в разряд почти что академической музыки (время подтвердило и то, что, например, альбом Master Of Puppets уже признанная классика музыки ХХ века). К сожалению, нелепая смерть Бертона (он погиб во время гастролей – перевернулся автобус, и спавший на втором этаже Бертон оказался единственной жертвой этой катастрофы) вогнала группу в довольно пессимистичное настроение: итогом стал And Justice For All… – сложный, лихо закрученный гармонически и один из самых мрачных альбомов группы. Некоторые поклонники полагают, что новой пластинке уготован статус Justice… XXI столетия – по беспросветности новая запись, кажется, не уступает давнему предшественнику.
А потом был "Черный альбом", вознесший Metallica до небес, да там и оставивший: перебор из Nothing Else Matters стал третьей песней после Smoke On The Water и Stairway To Heaven, которую запрещают играть в музыкальных магазинах. А исполненная в ми-миноре основная тема – одна из первых рок-композиций, которую учатся играть все, кто берет в руки гитару.
1990-е годы для Metallica – путешествие в мир различных стилей и направлений. Они демонстрируют, что умеют отлично играть блюз (дуплет Load/Reload показал группу как знатоков рок-традиций, а сборник каверов Garage Inc. окончательно закрепил их в этом статусе) и даже не боятся выходить на сцену с симфоническим оркестром: пластинка S&M убедила даже самых отчаянных скептиков в том, что Хэтфилд и Ульрих – главные мелодисты современной рок-музыки. Ну а поклонников могла позабавить реакция группы при общении с музыкантами оркестра и почти что дикий восторг при встрече с арфистом: им оказалась не каноническая тетка в бархатном платье, а забитый татуировками бритый наголо мужик, у которого в коллекции были все записи Metallica.
[html][/html]
Видео: youTube/пользователь: MetallicaSoloFan
Но с началом столетия Metallica снова обновилась: они расстались с басистом Джейсоном Ньюстедом, взяли в группу молодого и яростного мастера Роберта Трухильо (тот уже прекрасно разбирался, что к чему в тяжелой музыке, отработав, например, с самим великим и ужасным Оззи Осборном) и выпустили пластинку St.Anger – грубую, сырую и противоречивую. В интервью в поддержку записи Хэтфилд позволял себе откровенно провокационные высказывания: например, размазал The Beatles (что, впрочем, не помешало ему много лет спустя отлично сделать кавер на In My Life). Metallica, зашедшая на территорию ню-металла, смотрелась не столько органично, сколько вызывающе, но Хэтфилду, Ульриху и Хэмметту было на это, в целом, наплевать. Они делали, что хотели и, по большому счету, делают, что хотят, и сейчас.
[html][/html]
Видео: youTube/пользователь: LouReedMetallicaTV
У этих ребят есть все: деньги, слава, армия поклонников, но при этом остается невероятное желание писать новую музыку. Да, они делают это куда медленнее, чем нам бы хотелось. Чего греха таить: не стоит заставлять поклонников ждать целых восемь лет, но, подчеркиваю еще раз – все дело в статусе. В конце концов, это они придумали тяжелую музыку – вывели ее в ранг искусства из положения странной и нелепой однодневки. И, согласитесь, этого уже вполне достаточно для того, чтобы позволить Отцам Металла записываться с той скоростью и в тех условиях, как они хотят. А то, что в новой песне отсутствует соло, против этого, думаю, Кирк Хэмметт, один из виртуознейших гитаристов мира, не возражает: мы и так знаем о его возможностях и способностях.
В конце концов, позвольте крепким мужикам просто оторваться и выпустить такую пластинку, какую они сами хотят. А мы просто подождем до 18 ноября и у нас будет еще один студийник Metallica. И – немаловажный аргумент – он будет еще и двойным. Уж точно песен там хватит на любой, даже самый притязательный вкус.
Павел Сурков